Волго-Донской судоходный канал – взгляд с Набережной и с приканалья

Волго Донской канал

Полное название места, где мы побывали прошлым летом, звучит так: «Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина». И сегодня я предлагаю взглянуть на него с Набережной одного из районов Волгограда и рассмотреть приканалье после первого шлюза. Вы пока только представить себе можете, как могут сблизиться между собой две великие реки – Волга и Дон, а я уже это видела.

Соединить два водных пути пытался ещё в 16 веке турецкий султан Селим II, но его народ отступился от непосильной работы, оставив после себя лишь Турецкий вал (или, просто – напросто, канаву).
В начале 18 века за ту же задачу принялся и Пётр I, и даже частично преуспел в устроении канала и возведении шлюзов, но неожиданно наступила война со Швецией, что потребовало все сооружения сломать. Остался лишь Петров вал.
До 1917 года практически ежегодно предлагались различные проекты по соединению рек Волга и Дон. Но их реализации противились как сама природа (судоходство могло осуществляться только весной, во время поднятия уровня вод), так и хозяева железных дорог (конкуренция).
Тот проект, который был принят в результате собраний и переговоров (в 1930 году), тоже не удалось реализовать, поскольку началась Великая Отечественная война. Но, как только завершилась Сталинградская битва, к проекту вновь вернулись.
Возводили Волго-Донской судоходный канал, начиная с 1948 года, простые заключённые и политзаключённые (статья 58-я УК), а также пленные немцы. Все земляные работы были проведены силами этих людей. Конечно, потом подключились и выпускники техникумов, демобилизованные с армии и прочий простой народ.
Не знаю, насколько правдива эта информация, но каждый строитель из печальных мест звался «заключённый каналоармеец» или сокращённо «з/к», что и дало ход жаргонному словечку «зек».

И вот 31 мая 1952 года реки Волга и Дон сумели слиться вместе. На следующий день по каналу прошли первые суда. А в июле (27-го числа) 1952 года Волго-Донскому каналу присвоили имя В. И. Ленина (не зря возвели ему памятник там же, чтобы он обозревал окрестности).
Движение судов начинается от Сарептского затона, что находится в Красноармейском районе Волгограда. В черте города каждое судно преодолевает три шлюза.
На острове Сарпинский, прямо у входа в судоходный канал, поставлен маяк в память о подвиге моряков (о нём, как и о памятнике В. И. Ленину, я рассказывала ЗДЕСЬ).

Волго Донской судоходный канал

Общая протяжённость Волго-Донского канала 101 километр. А глубина не менее 3,5 метров. Я покажу вам перепад вод во время прохождения судна через первый шлюз, только чуть ниже. Интересно видеть с одной стороны реку низко, а с другой стороны – практически на уровне ограждений.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина

Вообще, во время движения суда преодолевают всего 13 шлюзов: по Волге 9 и по Дону 4. На весь путь тратится около 12 часов.
Первый шлюз и тринадцатый шлюз (рядом с городом Калач-на-Дону) – это триумфальные арки. Мы видели только одну – ту, что на 1-ом шлюзе, но и она впечатляет своей мощью, ведь высота её 40 метров.

Волго Донской канал история

Невозможно представить, но так и есть на самом деле: Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина соединил пять морей: Балтийское, Белое, Азовское, Чёрное, Каспийское.
Раньше в посёлках, что строились по всей длине канала, жили люди, обслуживающие его. Теперь (по крайней мере, в черте города Волгограда) высятся многоэтажки, не имеющие к Волго-Донскому каналу никакого отношения, кроме того, что находятся в том же Красноармейском районе.

Волго Донской канал фото

До чего же красиво вокруг!

Волго Донской канал фото

Вот судно входит в канал, а мы идём вслед за ним. Движение его медленное, мы успеваем не только рассмотреть окрестности, но и пофотографировать достопримечательности Набережной.

Волго Донской канал фото

Вот она Триумфальная арка шлюза № 1. Величественная и знаменательная.

Волго Донской канал история

Барельефы, огромные якоря, надписи: «Слава великому Ленину» и «Слава Советскому народу – строителю коммунизма», флаги – всё это говорит о нашей истории, о грандиозной эпохе, об истории Волго-Донского канала. Кстати сказать, первоначально одна из надписей гласила: «Слава великому Сталину», но после избавления от культа одной личности первые три буквы из фамилии были сброшены в Волгу, а их заменили буквы Л, Е, Н.

Волго Донской канал история

Заинтересовал меня один балкончик, расположенный на внутренней стороне Триумфальной арки. Может, там живут люди, следящие за работой первого шлюза, а, может, располагается руководство Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. В общем, хотелось мне там побывать.

Волго Донской канал

Снаружи тоже и окна имеются, и балкон, но у них, сразу видно, не техническое предназначение.

Волго Донской канал

Поскольку мы находимся сейчас возле Триумфальной арки, значит, можем посмотреть в одну сторону – в сторону Волги:

Волго Донской судоходный канал

И в другую сторону – на территорию после первого шлюза:

Волго Донской судоходный канал

Здесь бы нашей прогулке и закончится, но не тут-то было. В 2012 году мы отдыхали на приканалье, то есть в местности, сразу после шлюза № 1. Купаться там нельзя, зато полюбоваться огромными баржами можно, ведь они проходят мимо чуть не на расстоянии вытянутой руки.
На следующем фото Волго-Донской канал перед нами, а первый шлюз остался справа.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина

Не понимаю, как так вышло, что фотографии проходящей баржи и кромки канала исчезли. Остались только виды сверху, поэтому покажу только их.

Волго Донской судоходный канал

И, как и обещала, вхождение судна (помните, какое оно огромное) в шлюз:

Волго Донской канал фото

А потом его выход после того, как шлюз наполнился водой:

Волго Донской канал история

Интересная конструкция! Но нам пора прощаться с этим местом, но я надеюсь, что не раз ещё вернусь на Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, дабы обнаружить то, что не приметила до этого.

Координаты для заинтересовавшихся путешественников: N48 31.128 E44 33.216

Волго Донской канал

А Вы бывали здесь? С какой точки разглядывали Волго-Донской канал? Что больше всего запомнилось?


Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»



Tags: , , , ,



16 комментариев к “Волго-Донской судоходный канал – взгляд с Набережной и с приканалья”

  1. Построено монументально! Красивая архитектура! Красивый канал. Вот бы проплыть на теплоходе по нему, чтобы насладиться его мощью и красотой!

  2. У меня трепетное отношение к каналам и их сооружениям. Может, отчасти это и «голос крови» — мой прадед был каналармейцем, строил Беломор-Балтийский канал, потом был одним из проектировщиков Волго-Дона… Многие годы работал в Гидропроекте.
    Недалеко от моего дома и конюшни — канал имени Москвы.

  3. И живу вроде не далеко, а ни разу не был 🙁

  4. Не бывала, но хочу. И очень понравилась история канала — как много он связывал!

  5. Icar:

    Набережная (в плитке) на Киевскую похожа, по ним на веле классно кататься. 🙂

  6. Я видела это место с большого теплохода. В детстве (лет 10 мне было) каталась на прогулочном теплоходе из Ростова-на-Дону в Волгоград. Очень мне запомнилось это путешествие. Наверное, с тех самых пор и люблю Волгоград. 🙂

    А вот так, с берега, не видела эти красивые арки.

  7. Места красивые, с каких давних пор, оказывается, история канала берёт начало, но постройка грандиозная получилась, мне тоже интересно было бы на теплоходе прокатиться по каналу

  8. Я думала и о Волгодонске речь пойдет, а оказывается это Волгоград…

Оставить Ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.