Волго-Донской судоходный канал – взгляд с Набережной и с приканалья
Полное название места, где мы побывали прошлым летом, звучит так: «Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина». И сегодня я предлагаю взглянуть на него с Набережной одного из районов Волгограда и рассмотреть приканалье после первого шлюза. Вы пока только представить себе можете, как могут сблизиться между собой две великие реки – Волга и Дон, а я уже это видела.
Соединить два водных пути пытался ещё в 16 веке турецкий султан Селим II, но его народ отступился от непосильной работы, оставив после себя лишь Турецкий вал (или, просто – напросто, канаву).
В начале 18 века за ту же задачу принялся и Пётр I, и даже частично преуспел в устроении канала и возведении шлюзов, но неожиданно наступила война со Швецией, что потребовало все сооружения сломать. Остался лишь Петров вал.
До 1917 года практически ежегодно предлагались различные проекты по соединению рек Волга и Дон. Но их реализации противились как сама природа (судоходство могло осуществляться только весной, во время поднятия уровня вод), так и хозяева железных дорог (конкуренция).
Тот проект, который был принят в результате собраний и переговоров (в 1930 году), тоже не удалось реализовать, поскольку началась Великая Отечественная война. Но, как только завершилась Сталинградская битва, к проекту вновь вернулись.
Возводили Волго-Донской судоходный канал, начиная с 1948 года, простые заключённые и политзаключённые (статья 58-я УК), а также пленные немцы. Все земляные работы были проведены силами этих людей. Конечно, потом подключились и выпускники техникумов, демобилизованные с армии и прочий простой народ.
Не знаю, насколько правдива эта информация, но каждый строитель из печальных мест звался «заключённый каналоармеец» или сокращённо «з/к», что и дало ход жаргонному словечку «зек».
И вот 31 мая 1952 года реки Волга и Дон сумели слиться вместе. На следующий день по каналу прошли первые суда. А в июле (27-го числа) 1952 года Волго-Донскому каналу присвоили имя В. И. Ленина (не зря возвели ему памятник там же, чтобы он обозревал окрестности).
Движение судов начинается от Сарептского затона, что находится в Красноармейском районе Волгограда. В черте города каждое судно преодолевает три шлюза.
На острове Сарпинский, прямо у входа в судоходный канал, поставлен маяк в память о подвиге моряков (о нём, как и о памятнике В. И. Ленину, я рассказывала ЗДЕСЬ).
Общая протяжённость Волго-Донского канала 101 километр. А глубина не менее 3,5 метров. Я покажу вам перепад вод во время прохождения судна через первый шлюз, только чуть ниже. Интересно видеть с одной стороны реку низко, а с другой стороны – практически на уровне ограждений.
Вообще, во время движения суда преодолевают всего 13 шлюзов: по Волге 9 и по Дону 4. На весь путь тратится около 12 часов.
Первый шлюз и тринадцатый шлюз (рядом с городом Калач-на-Дону) – это триумфальные арки. Мы видели только одну – ту, что на 1-ом шлюзе, но и она впечатляет своей мощью, ведь высота её 40 метров.
Невозможно представить, но так и есть на самом деле: Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина соединил пять морей: Балтийское, Белое, Азовское, Чёрное, Каспийское.
Раньше в посёлках, что строились по всей длине канала, жили люди, обслуживающие его. Теперь (по крайней мере, в черте города Волгограда) высятся многоэтажки, не имеющие к Волго-Донскому каналу никакого отношения, кроме того, что находятся в том же Красноармейском районе.
До чего же красиво вокруг!
Вот судно входит в канал, а мы идём вслед за ним. Движение его медленное, мы успеваем не только рассмотреть окрестности, но и пофотографировать достопримечательности Набережной.
Вот она Триумфальная арка шлюза № 1. Величественная и знаменательная.
Барельефы, огромные якоря, надписи: «Слава великому Ленину» и «Слава Советскому народу – строителю коммунизма», флаги – всё это говорит о нашей истории, о грандиозной эпохе, об истории Волго-Донского канала. Кстати сказать, первоначально одна из надписей гласила: «Слава великому Сталину», но после избавления от культа одной личности первые три буквы из фамилии были сброшены в Волгу, а их заменили буквы Л, Е, Н.
Заинтересовал меня один балкончик, расположенный на внутренней стороне Триумфальной арки. Может, там живут люди, следящие за работой первого шлюза, а, может, располагается руководство Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. В общем, хотелось мне там побывать.
Снаружи тоже и окна имеются, и балкон, но у них, сразу видно, не техническое предназначение.
Поскольку мы находимся сейчас возле Триумфальной арки, значит, можем посмотреть в одну сторону – в сторону Волги:
И в другую сторону – на территорию после первого шлюза:
Здесь бы нашей прогулке и закончится, но не тут-то было. В 2012 году мы отдыхали на приканалье, то есть в местности, сразу после шлюза № 1. Купаться там нельзя, зато полюбоваться огромными баржами можно, ведь они проходят мимо чуть не на расстоянии вытянутой руки.
На следующем фото Волго-Донской канал перед нами, а первый шлюз остался справа.
Не понимаю, как так вышло, что фотографии проходящей баржи и кромки канала исчезли. Остались только виды сверху, поэтому покажу только их.
И, как и обещала, вхождение судна (помните, какое оно огромное) в шлюз:
А потом его выход после того, как шлюз наполнился водой:
Интересная конструкция! Но нам пора прощаться с этим местом, но я надеюсь, что не раз ещё вернусь на Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, дабы обнаружить то, что не приметила до этого.
Координаты для заинтересовавшихся путешественников: N48 31.128 E44 33.216
А Вы бывали здесь? С какой точки разглядывали Волго-Донской канал? Что больше всего запомнилось?
…
Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»
Построено монументально! Красивая архитектура! Красивый канал. Вот бы проплыть на теплоходе по нему, чтобы насладиться его мощью и красотой!
Да, Ирина, на теплоходе пройтись было бы здорово! ))
У меня трепетное отношение к каналам и их сооружениям. Может, отчасти это и «голос крови» — мой прадед был каналармейцем, строил Беломор-Балтийский канал, потом был одним из проектировщиков Волго-Дона… Многие годы работал в Гидропроекте.
Недалеко от моего дома и конюшни — канал имени Москвы.
Да, Машунь, я помню твой рассказ о канале и о прадеде. Память увековечена ))
И живу вроде не далеко, а ни разу не был 🙁
Серёж, ВДСК ещё долго будет стоять, увидишь его ))
Не бывала, но хочу. И очень понравилась история канала — как много он связывал!
Да, история ВДСК интересная. Столько лет возводили, столько людей своё здоровье оставили при строительстве..
Набережная (в плитке) на Киевскую похожа, по ним на веле классно кататься. 🙂
И гулять тоже хорошо, Дим ))
Я видела это место с большого теплохода. В детстве (лет 10 мне было) каталась на прогулочном теплоходе из Ростова-на-Дону в Волгоград. Очень мне запомнилось это путешествие. Наверное, с тех самых пор и люблю Волгоград. 🙂
А вот так, с берега, не видела эти красивые арки.
С воды вообще всё видится иначе )) Зато с берега эти и подобные сооружения кажутся такими громадными..
Места красивые, с каких давних пор, оказывается, история канала берёт начало, но постройка грандиозная получилась, мне тоже интересно было бы на теплоходе прокатиться по каналу
Людмила, да, посмотреть все постройки канала хочется и мне ))
Я думала и о Волгодонске речь пойдет, а оказывается это Волгоград…
Да, Волгоград умеет удивлять ))