Под алым парусом мечты мы встретились с…
Добралась я сегодня до компьютера! Рада этому! Очень уж хочу рассказать о выставке «Под алым парусом мечты», проходящей в Саратовском музее К. А. Федина, который я не раз упоминала в своих рассказах (ТУТ, например). Мои друзья знают, как я люблю корабли (особенно парусники) во всех их проявлениях. И в живописи, и в книгах, и в песнях, и в кино. Конечно, я не могла пройти мимо экспозиции, своим названием говорящей о моих предпочтениях. И, спешно собрав своих домочадцев, отправилась в музей. Айда с нами, ходить под парусами!
Будьте внимательны, мы швартуемся! Пока можете обозреть окрестности.
Швартовы на кнехтах, якорь отдан. Посмотрите, какой он большой. А на корабле он покажется нам маленькой женской серёжкой. Причём несоразмерной в сравнении с задачей, на него возложенной.
Я ожидала увидеть рядом с якорем (по-моему, это современный адмиралтейский якорь в походном положении, но я могу и ошибаться) хотя бы одно звено якорной цепи. Обычно оно размером с огромную булку из нашего гипермаркета. Но не сбылось.
С надеждой (а якорь – символ надежды с давних пор) поднимаемся по лестнице – трапу. И оказываемся на палубе. Здесь и штурвал (больше похож, конечно, на колесо с рукоятями), и путевой компас (моряки говорят «компАс») на деревянной тумбочке (зовётся она «нактоуз» — в ней должно прятаться устройство с магнитами для более точной работы компАса), и система управления («полный вперёд», «малый назад» и тому подобное). А также спасательный круг с замазанной надписью «Нижний Новгород», написанной почему-то справа налево (на самом деле, если круг повернуть, то надпись окажется снизу и будет читаться правильно).
Самым важным считается умение моряков смело управлять судном. И компАс в этом деле — главный и надёжный помощник. Морской компАс отличается от сухопутного кОмпаса, и не только ударением. Величиной, которая имеет значение, латунным корпусом (железный делать нельзя, он собьёт магнитные стрелки с толку), покрашенным в чёрный цвет и называемым котелком, но самое главное – конструкцией. В обычном кОмпасе на иголочке ходит магнитная стрелка, конец которой проходит над круглой шкалой с делениями и буквами. А в морском компАсе на иголочке расположилась сама шкала, называемая картушкой. Картушка – это круглая карточка с делениями градусов (все 360 градусов) и обозначениями стран света, изготавливаемая из непромокаемого картона или пластмассы. Она сидит на острой прочной шпильке, на острие которой находится поплавок. Поскольку в котелок наливается специальная жидкость (этиловый спирт, например), этот поплавок и занят тем, чтобы сделать картушку невесомой. Сверху компАс закрыт водонепроницаемым стеклом с резиновой прокладкой.
Почему я вам это рассказываю? Потому что, во-первых, это интересно, а во-вторых, потому, что показать не могу близко. Стекло компАса всё в капельках влаги (у исправного прибора пузырьков и капель быть не должно) и на фотоаппарате снимок не получается.
Так вот, жидкость служит для картушки своеобразным тормозом: не дает ей вращаться бесцельно и не позволяет свободно болтаться. И вообще, картушка внутри компАса и не вращается практически. А крутится вокруг неё сам компАсный котелок. Причём вместе с кораблем. И картушка своими цифрой «0» (градусы) и буквой «N» (румб) всегда смотрит на север, независимо от того, в какую сторону идёт судно.
…
На выставке в Саратове «Под алым парусом мечты» оказалось немало интересных вещей, связанных с морской тематикой. Всевозможные мореходные инструменты и морские карты, большой капитанский бинокль (его вы увидите ниже), повидавшая массу приключений потрёпанная фуражка с якорем, окружённым листьями (такая эмблема зовётся «краб», потому что листья отдалённо напоминают клешни краба).
А так, наверное, выглядела каюта капитана.
Нам разрешили проникнуть за ограждающий канатик и посидеть на стуле, примерить капитанскую фуражку, прикоснуться к колоколу, висящему над стулом (ох, он и звонкий!) и сфотографироваться.
Думаю, многим известно, что корабельный колокол зовут рындой. Так вот, это не совсем правильно. На самом деле, «рында» — это звон судового колокола чётко в полдень. Колокол на судне нужен для многих дел. При движении корабля в тумане в колокол бьют частыми ударами. Каждые полчаса вахтенный матрос отбивает в колокол сигналы времени, говоря морским языком, «бить склянки». Название такое появилось совсем не потому, что звон колокола напоминает о разбитой посуде, а потому, что давным-давно на кораблях время измерялось песочными часами, где в одной стеклянной склянке песка хватало только на полчаса. Пересыпался песок — переворачивай склянку и бей в рынду.
Попутный ветер (или «фордевинд») нам в корму, точнее, в спину. Двигаемся дальше. Если мы придём к берегу, возьмём бинокль и станем разглядывать рейд со стоящими на нём судами, то сразу увидим, сколько на них различных флагов. Все эти флаги мира запомнить совершенно невозможно. И чтобы в них разобраться, нужно прибегнуть к специальным справочникам.
Но этот флаг знаком каждому, ведь он – пиратский!
Всем кораблям необходимы морские карты, даже пиратскому. К сожалению, я не сфотографировала детскую морскую карту, потому что было недостаточно света для съёмки. Но покажу вам другую, она не хуже.
А заодно и карту звёздного неба:
И книгу, обучающую тому, как правильно вязать морские узлы:
А знаете, почему атлас, состоящий из множества географических карт, назвали именно атласом?
Расскажу на всякий случай. В древней Ливии жил когда-то царь Атлас, все считали его (и сейчас, возможно, считают) создателем первого небесного глобуса. А в Голландии в 16 веке жил учёный – картограф Герард Меркатор, и тоже составлял небесные (с изображением звёздного неба) и земные глобусы, карты земель и морей. Очень долго Меркатор готовил полное собрание карт всех известных (на тот момент) областей Земного шара. И его-то он и назвал «Атласом» в честь древнего ливийского царя. К сожалению, свой труд учёный закончить не успел. И тогда сын учёного в память о своём отце (после его смерти) выпустил в свет «Атлас Герарда Меркатора или космографические размышления об устройстве мира и расположении его частей». С той времени все собрания карт и стали называть атласами.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что некоторые экспонаты располагаются в шкафчиках, оснащённых иллюминаторами. Думаю, все знают, что иллюминатор – круглое (не всегда, бывает и овальное, и квадратное) окно на судне, имеющее прочную водонепроницаемую раму с винтовыми заглушками.
За иллюминаторами мы обнаружили вот что:
Раковины и «нос» рыбы — пилы:
Корабль с парусами из ракушек:
Огромную раковину в продольном разрезе:
Пока мы ходили по выставке «Под алым парусом мечты», мы немного притомились (что звучит смешно, потому что экспозиция занимает всего одно небольшое помещение и задействует две лестницы). Было решено заглянуть в таверну «Морской волк».
Она оказалась небольшой и уютной.
Вот только меню этого заведения нас насторожило:
Поэтому мы таверну быстренько покинули. И заметили, что уже стемнело и наш парусный корабль постепенно погружается в вечернюю дымку.
Уже придя домой после выставки, мы нашли интересные названия, точнее, интересные толкования привычных вещей (по названию). Думаю, что вам тоже будет любопытно прочесть про них.
КИСА. Её нельзя спутать с мурчащим созданием вроде нашего кота Кузьмы. Киса — это мешок из парусины. В нём на больших судах хранят флаги, а на яхтах — паруса.
ЖВАЧКА. Нет, это не привычная для многих резинка для надувания пузырей, тренировки челюстей и издевательства над желудком. Это комок пакли, завёрнутый в тряпку. С его помощью обновляют старую выцветшую окраску корабля: обмакнул матрос жвачку в краску и втирает её в то место, которое требует обновления.
ОБВЕС. К рынку это слово не имеет никакого отношения. А означает парусиновый занавес для временного ограждения какого-нибудь места на судне. На нём иногда писали название судна.
ПЛАСТЫРЬ. В быту мы им заклеиваем порезы и ссадины. И на судне пластырь тоже закрывает «больное место», то бишь, пробоины. Изготавливают корабельный пластырь из нескольких слоев парусины, иногда с прокладкой из металлической сетки или реек. Накладывают его снаружи, а давление воды уже прижимает пластырь к пробоине.
…
На этом свой рассказ заканчиваю. Желаю вам попутного ветра в ваши алые паруса мечты и массу впечатлений! А мне желаю ваших отзывов в комментариях и дополнений к тексту по морской тематике.
…
Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»
Очень интересная выставка! Я бы на такую сходила вместе с детьми. Они, как и я, очень любят всё, что связано с водой, реками и морем. Помню, в каком восторге они были от Морского музея в Геленджике.
Галь, спасибо )) Знаешь, меня выставка захватила, потому что я интересуюсь морской тематикой. А моим не очень понравилось, быстренько пробежались, полюбопытничали и всё.
А у нас в семье все очень любят море и всё, что с ним связано. Не зря же мы так любим ездить к морю — иногда просто, чтобы посмотреть на него, не всегда даже летом.
Море — это то, на что я могу смотреть бесконечно. Хотя муж говорит, что если бы я жила у моря, то оно бы мне когда-нибудь всё равно надоело, но я абсолютно не уверена в этом.
Спасибо, Юль! *ROSE* Мне нравятся такие выставки из «одного небольшого помещения». Интересно, что они часто несут больше информации, чем продуманные академические.
Утрирую, конечно, но то, что они всегда сделаны с огромной любовью, однозначно!
Может, именно потому мы в них задерживаемся надолго?
Информации как раз было очень мало, Лен, больше иллюстраций, если можно так сказать. Поэтому я и дополнила рассказ о выставке своими познаниями.
P.S. ты видела моё сообщение в скайпе?
Забыла :-[
Очень понравилось пирожное «Убирите!» 😀
Интересно, что слово «десерт» происходит от старофранцузского «убирать со стола». Я писала вроде об этом. А недавно услышала дополнение. В стародавние времена разные сласти, десерты были очень дорогими, подавались только королям. И после распоряжения «Убирать со стола!»
Оказывается, десерт назван так не случайно )) В таких мелочах история ))
Много информации для выставки в двух маленьких комнатах. На самом деле, согласна с Еленой, что в таких экспозициях гораздо больше души, поэтому они гораздо интереснее больших академических.
Спасибо, Ольга )) Любая выставка хороша тем или иным «персонажем». Иногда даже несколько экспонатов оставляют неизгладимое впечатление.
Вот это познания у Вас.) Очень интересная экскурсия. Всё так реалистично. =) И меню соответствует тематике.
Спасибо, Юль )) Совершенствуюсь с каждым днём ))
Какой увлекательной получилась экскурсия, и каким содержательным рассказ о ней! Огромное удовольствие получила, и могу лишь догадываться, как это было здорово в реале.
Мой муж 12 лет отдал флоту, скучает по морю, и я задумала сделать ему приятное — заказать картину с парусником, как раз к юбилею. А вот меню меня вдохновило подобным образом оформить праздничный стол. 🙂
Спасибо, Светлана )) Мне так хотелось,чтобы о выставке рассказали полноценно, но наличие просто экспонатов не располагало к этому. Поэтому я и взяла на себя труд поведать о том, что знаю сама ))
Понимаю Вашего мужа. Тот, кто видел море, чувствовал его, любовался им, вряд ли забудет.
Идея с подарком замечательная ))
Конечно, так и есть. Я за время пребывания на корабле (около полутора лет) тоже влюбилась в море.
Светлана, а Вы в качестве кого присутствовали на корабле? 😉
В качестве невесты механика цеха рыбообработки. Это такая ответственная должность, что у него была отдельная каюта, которая стала нашим первым семейным гнездышком в самое жуткое время слома эпохи: я улетала к нему из СССР а вернулась в суверенное государство Казахстан, и еще полгода ждала, когда он сможет оформить увольнение и выехать. Ох и «веселое» время мы там (на Камчатке) застали!
Да уж, «весёлое» время. Зато есть, что вспомнить и чем поделиться )) Семейная история!
Ну над же, Юля, какое у вас интересное увлечение парусниками. Я вас понимаю. Сами относимся к ним неравнодушно. Уже купили несколько моделей.
Да, с детства, Галин, увлекаюсь. Но вот собирать не собираю модели (места нет, куда их ставить), больше открытки, картинки, рисунки (свои и дочки).
Ассоль по алыми парусами. Романтика… *IN LOVE* Вот только меню не романтичное, улыбнуло 😀
Да, Оль, примерно так ))
А меню соответствующее обстановке, скромное, чтобы не было желающих вернуться снова )) Друзья рассказывали, что встречали их на вставке совсем иначе, чем нас. И трогать ничего почти не давали, а к нам совсем другое отношение было.
Как хорошо вы изучили выставку — настоящий культуролог. Да ещё читателям поведали во всех подробностях. Теперь хочется прийти в тот музей и рассмотреть все своими глазами.
Надежда, спасибо. Изучила — да, но подробностями обкладывала уже дома. И это мои личные познания, к сожалению, на выставке никто ничего не рассказывает.
Откуда у тебя любовь к водным видам транспорта? Выставку такую, представляю, как интересно посетить — все из параллельного тебе мира, по большей части незнакомого, но в тоже время наслышанного.
Кристина, знаешь, просто посетить недостаточно. Сужу по своему мужу, дочери и друзьям. Прошли, посмотрели, ушли, информации никакой, кроме того, что всё потрогали.
Я в детстве бредила парусниками, интересовалась, так с детства и поддерживаю ))
У нас есть музей ЧФ. Там офигительные модели кораблей стоят. Тебе бы точно понравилось.
Наверняка )) Как только соберусь к вам, разведаю насчёт музея ))
Как романтично… как же я люблю морскую тематику и конечно же корабли/парусники/лодочки.
Кажется, что время останавливается, когда смотришь на море. Но не стоит забывать, что оно тоже ведь разным бывает — достаточно суровым и смертельным (иногда)
Спасибо за впечатления, Юлечка! =)
Да уж, порой море бывает очень суровым, но и при шторме оно прекрасно ))
Пожалуйста, Янчик ))
Здорово! *THUMBS UP* И правда интересно! Хотя я на самом деле ужасно далека от этого — всех этих компАсов, узлов… Но ощущение, как будто я действительно побывала на коробле, в таверне… Классно! Спасибо! Очень хорошее описание =)
Татьяна, рада, что понравилось. Мне так хотелось рассказать о многом, но понимаю, что не всем это интересно. Поэтому ограничила себя слегка ))
Погрузились в атмосферу тех времен, когда паруса плавали по морям. Так романтично. Вспомнился почему фильм «Алые паруса». Я сто лет не была на выставках.
Выставка в основном и построена на произведениях А. Грина.
Соберитесь и сходите с ребятнёй на выставку какую-нибудь 😉
выставка дополнилась трюмом со страшной тайной! А над сундуком выросла пальма!
Здорово )) А в сундук вместо старого тряпья сокровища не положили? ))
спасибо за интересную статью!
Пожалуйста, Татьяна ))
Интересное толкование вполне обычных слов, в морском варианте…
Спасибо, Арина, мне эти слова тоже кажутся интересными ))
Потрясена легкостью употребления всевозможных морских терминов и названий оборудования, как будто за плечами 10 лет мореходки! Юля, вот это кругозор!!! 🙂
Спасибо ))
Лена, теории, пожалуй, отдано лет 20 )) интересовалась когда-то активно, сейчас время от времени. Но в памяти осталось ))
да, меню улыбнуло. Между прочим, многим притендующим на высокое звание — ресторан, заведениям это меню было бы кстати!
Мне тоже эта мысль пришла в голову, когда были на выставке ))
Я, комментируя такой чудесный пост на морскую тематику могу ответить только эмоциональными куплетами из известной песни Павла Когана (лучше не смогу):
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса…
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас…
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют….
Р.С. Швартовка прошла надежно, спасибо, Юльчатка! =)
Спасибо, дед Виталя )) А за чудесные строки особенно, настроение соответствующее создают ))
Море и морская тематика в нашей семье в большом почёте: мой папа — подводник в прошлом, хотя, моряков «в прошлом» не бывает. И внучка от деда, ясное дело, не отстаёт — настоящая морячка. Да и у меня одно из самых ярких впечатлений детства — поход на настоящую подводную лодку. Потом в Эстонии мы ходили в подводную лодку-музей и меня это совсем не впечатлило 🙂 С огромным интересом прочитали с дочкой, вернее побывали вместе с вами на экскурсии, она просит «на бис», но это уже завтра. спасибо большое!
Юлия, это точно, нет моряков и военных «в прошлом» )) Хорошо, когда и дети тянутся к жизненным увлечениям взрослых.У меня прадед воевал на флоте, но я о нём знаю только по рассказам родных, да и то скупо. Может, у меня именно от прадеда такая тяга к морю и парусам ))
Заходите с дочкой ещё, уверена, что вы немало интересного найдёте на моём блоге ))
Кто-то тут сказал, что если долго жить у моря, надоест на него смотреть, могу сказать ответственно — не надоедает, я всю жизнь у моря и смотреть не устаю.
Замечательная выставка, с удовольствием прогулялась с Вами, тоже люблю парусники, меню вдохновило на некоторые идеи, кстати недавно писала о нашем художнике, приморском «Айвазовском», у него огромная коллекция картин парусников русского флота, думаю Вам тоже понравится
Спасибо, Людмила, да я посмотрела, картины очень реалистичные и красивые.
Мне тоже кажется, что вода она наоборот успокаивает и просит остаться возле неё ))
Юля, никогда не интересовалась ни морем, ни кораблями. Но ты так здорово написала статью — интересно, живо, познавательно, с отличным, тонким чувством юмора, так приятно было читать! Я узнала много нового — обязательно теперь при случае похвастаюсь эрудицией! Спасибо огромное!
Спасибо, Танюш )) Информация, данная мной, вполне годится на то, чтоб разговор поддержать 😉