Передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД» удивил саратовцев
А что я вам сегодня расскажу!! Мы посетили на днях передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД». Что это такое, спросите вы?! Это поезд – лекторий на колёсах! Своё движение по крупным городам он начал в августе 2011 года, а к нам прибыл из Волгограда. Всем желающим демонстрируют экспозиции, расположенные в 9-ти вагонах, говорящие о новинках в сфере развития железнодорожного транспорта, энергетики, нанотехнологий и прочего. Поспособствовали созданию этого «поезда инноваций» такие крупные организации, как «Роскосмос», «Росатом», «Роснано», «Philips». В штате ПВЛК «РЖД» 16 сотрудников, экскурсоводы входят в их число, но меняется их состав или нет, мне не известно.
Нам повезло попасть к самому началу лекции, хотя мы даже не подозревали о том, что они их планируют, поскольку в новостях говорили только о времени работы. Оплатив в кассу 70 рублей с человека (дети бесплатно, студенты, по-моему, тоже), мы уютно расположились в комфортабельных креслах и стали смотреть видеоролик на большой «панели». Речь шла об истории развития ж/д транспорта и его новинках, о работе с молодёжью и ещё о чём-то, слушала вполуха, поскольку любовалась на разноцветное меняющееся освещение и на потолок с мерцающими звёздами.
После информативных посиделок нам предложили отправиться в следующий вагон, носящий название «Инновационное развитие ОАО «РЖД».
Здесь можно без труда рассматривать окна, ведь в них мелькают фотографии и видеоролики. Встречал нашу группу манекен – важный мужчина – начальник, очевидно.
Как сказал экскурсовод (а он в каждом вагоне – свой), начало развития ж/д транспорта в России датируется 1837 годом. Мы увидели макет уникального паровоза П36, носившего название «Иосиф Сталин» в определённое время, а затем сменившего название на более лаконичное «ФДп». Этот паровоз являлся скоростным пассажирским, водил «Красную Стрелу» в Ленинград, а «Россию» куда-то ещё. Сейчас один единственный экземпляр сохранился в Киеве, где он и стоит в виде вечного памятника (поправьте меня киевляне, если его уже убрали).
Особое, я бы даже сказала, центральное место (витрины с экспонатами расположены по центру вагона), занимают макеты высокоскоростных и скоростных российских электропоездов.
Первым на глаза нам попался «САПСАН».
Это высокоскоростной электропоезд, развивающий скорость до 250 км/ч (при заявленных 300 км/ч), имеющий 604 сидячих места, преодолевает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за 3 часа 45 минут, а между Москвой и Нижним Новгородом – за 3 часа 55 минут. Также «САПСАН» следует из С.-П. до Н. Н., но за время значительно большее – за 8 с небольшим часов.
Далее нам показали и рассказали о высокоскоростном электропоезде «ALLEGRO», маршрут которого уже несколько лет пролегает от Санкт-Петербурга до Хельсинки (время в пути 3,5 часа).
Скорость движения 220 км/ч (как конструкционная, так и эксплуатационная). Этот электропоезд имеет ряд инновационных особенностей, например, технология наклона кузова до 8 градусов, позволяющая при прохождении кривых не снижать скорость и нивелировать действие центробежной силы.
Довелось нам также увидеть макет скоростного электропоезда двойного питания «ЛАСТОЧКА» (впрочем, не только макет, по словам экскурсовода, передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД» располагается как раз в таком), который планируется пустить в обслуживание участников и гостей XX Зимних Олимпийских игр в Сочи — 2014, а затем отправить работать в сообщениях между городами.
Электропоезд «ЛАСТОЧКА» предусмотрен для замены устаревших электропоездов пригородного сообщения. Его особенность состоит в том, что оборудование может устанавливаться и на крыше, и на подвагонном пространстве, позволяя вместить более 850 пассажиров.
Следующий вагон – другая экспозиция «Подвижной состав Российских железных дорог».
Здесь оказались собраны макеты современных локомотивов и вагонов, виды путевой и другой ж/д техники. Например, щебнеочистительная машина ЩОМ – 1200 (высокопроизводительная, по словам экскурсовода):
Или самоходный универсальный путеизмерительно – дефектоскопический комплекс «СЕВЕР»:
Он разработан специально для работы в условиях севера. Прямо на ходу осуществляется диагностика рельсов, контроль геометрических параметров колеи главных и приёмо – отправочных путей. Как уверяют разработчики проекта СУПДК «СЕВЕР», с началом использования существенно повысилась эффективность работы, снизились энергозатраты, улучшились экологические параметры.
Что касается развития пригородного сообщения, то на выставке представлен рельсовый автобус РА2:
Этот чудо – проект разработан на ОАО «Метровагонмаш» и предназначен для осуществления пассажирских перевозок на не электрифицированных участках ж/д путей и как транспорт пригородного и внутрирегионального сообщений. Максимально такой автобус вмещает 600 человек. РА» может состоять из двух головных вагонов или иметь дополнительно 1 – 2 промежуточных вагона, соединённых переходом. Конструкционная скорость 100 км/ч, эксплуатационная не указана.
Проходим дальше и видим электровоз магистрального тока 2ЭС6, выпускаемый ОАО «Уральские локомотивы», который входит в группу «Синара» (о чём гласит надпись на борту):
Он предназначен для вождения грузовых поездов на ж/д колеях 1520 мм, электрифицированных постоянным током (с напряжением 3 кВ).
Что мы ещё видели в этом вагоне?! Двухосный маневровый тепловоз с силовой установкой мощностью 600 л. с. Он построен в Ярославле и его кабина имеет круговой обзор.
Электровоз постоянного тока 2ЭС10 «ГРАНИТ» с асинхронным тяговым приводом:
Без фото дополню то, что мы видели: специализированный вагон для перевозки угля 12 – 9828, вагон – платформу сочленённого типа модели 13 – 9851, универсальный крытый вагон со сдвижным кожухом, газотурбовоз ГТ1 (работающий на сжиженном природном газе), грузовой тепловоз 2ТЭ25А «Витязь», маневровый тепловоз ТЭМ18ДМ, скоростной электровоз двойного питания ЭП20 также с асинхронным тяговым приводом (Новочеркасск), электропоезд ЭД4МКМ-Аэро для интермодальных перевозок (в аэропорты), вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений, укладочный кран УК 25/25 и другая техника.
Переходим в следующий вагон, носящий название «Инфраструктура железных дорог». Кстати, между ними предусмотрены две автоматические двери. Не успел пройти вместе со всеми экскурсантами – жми на кнопку и ожидай, пока двери откроются.
Встретил нас космонавт:
Сидящий в амортизационном кресле «Казбек – У» и одетый в аварийно – спасательный скафандр «Сокол – КВ – 2». Космонавта окружает витрина с частью личных вещей Ю. А. Гагарина (даже шлем имеется, причём такой же, как в нашем музее, на выставки в который я хожу периодически).
Выставочная экспозиция данного вагона представляет экскурсантам действующие макеты или панорамы (как правильно назвать, затрудняюсь). То есть, на них имеются движущиеся предметы. Если честно, то мне удалось разглядеть лишь несколько, особенно привлёк (своей миниатюрностью) один – это художник, рисующий на мольберте возле дороги (у него поднимается и опускается одна рука, в которой он держит кисть).
Макет железнодорожного комплекса на космодроме Байконур – первом и крупнейшем в мире (основан в 1955 году). На территории Байконура 470 км железнодорожных путей:
Только на космодроме Байконур имеются 2 стартовых комплекса для ракетоносителя тяжёлого класса («Протон»).
Ракету с кораблём по железной дороге везут из монтажно – испытательного комплекса на расположенную в нескольких километрах стартовую площадку.
Ширина колеи России и Европы имеет различные значения. В России – 1520 мм, а в Европе – 1435 мм. На границе между Белоруссией и Польшей производится замена ходовых частей вагонов с одного стандарта на другой (по системе Talgo RD). В спецдепо вагоны поднимают, ходовые части того стандарта, который надо заменить, выкатывают, а подкатывают ходовые части совершенно другого стандарта. Вагоны затем опускают.
Следующий вагон, носящий название «Энергосбережение и экологическая безопасность», поделён на несколько зон. Покажу некоторые.
Это экосистема «КВИНТ». С помощью неё можно осуществлять дистанционное управление, находясь с пультом в кармане в другом вагоне. Комплекс сам сообщает результаты диагностики.
Система автоведения предназначена для полностью автоматизированного управления подвижным составом, с учётом всех норм безопасности движения и соответствию им на сберегающем режиме движения и в соответствии с заданным заранее графиком и временем хода.
В экспозиции, как я поняла, представлено светотехническое оборудование фирмы «Philips».
Снизу красный, сверху жёлтый, а посередине, как видите, зелёный свет.
Переходим в следующий вагон. Экскурсовод назвал его так: «Автоматика, телемеханика и связь. Управление перевозочным процессом». Чрезвычайно сложно организовать перевозки и управлять ими.
Это тренажёрный комплекс машиниста электровоза, кажется. На этом кресле можно было посидеть и даже потрогать рычаги и понажимать некоторые кнопочки:
Пульт оперативной технологической связи дежурного по станции (ДСП):
Это, на мой взгляд, самое настоящее автоматизированное рабочее место поездного диспетчера:
В вагоне «Энергия будущих поколений. «Росатом» представлены некоторые достижения в области мирных ядерных технологий. Экскурсовод вкратце рассказала о типах ядерных реакторов и показала гермозону (масштаб 1:100):
А на этих панелях (их было всего 4, по-моему) идёт онлайн трансляция о радиационном фоне и демонстрируются картинки:
Больше всего меня поразили полы в этом вагоне:
И прибор, позволяющий измерить уровень собственной радиоактивности. Правда, экскурсовод с большой неохотой привела в действие сей аппарат, видимо духота помещения (а она была едва терпимой) вызвала такое нежелание.
В общем, запуск девушка произвела, мы поочерёдно вставали на обозначенные места и смотрели результат. Чем крупнее человек, тем показатель выше. Для сравнения: мой показатель 3834 беккерель, а показатель дочки – 1020 беккерель (1 беккерель равен 1-му распаду в секунду). Предел нормы – 20 тысяч беккерель.
Радиоактивность – это естественное природное явление, присущее всем материальным объектам на земле, в том числе и человеку.
После непродолжительной процедуры измерения мы перешли в вагон «Нанотехнологии ОАО «Роснано». Чего только тут нам не показывали!
Вот, например, интеллектуальная система обеспечения безопасности, предназначенная для распознавания лиц в местах большого скопления людей (метро, аэропорты, вокзалы, стадионы и т. д.).
Большое внимание уделено композитным изделиям, шумо- и теплоизоляционным материалам, режущим инструментам, энергосберегающим стёклам, наноструктурированной керамике, светотехническим изделиям, системам очистки и обеззараживания воздуха.
А вот и светодиодный стимулятор роста растений (RGB, то есть, красные, зелёные, синие) ускоряют фотосинтез растений и их рост.
Так выглядит последний вагон, который мы посетили, точнее, который нам предложили посетить. К сожалению, один вагон, очевидно, под названием «Молодёжная и кадровая политика ОАО «РЖД». Тренажёрные комплексы» по техническим причинам не работал, поэтому рассказать о нём не могу.
На этом наша экскурсия по передвижному выставочно-лекционному комплексу ОАО «РЖД» закончилась. Через пару дней состав отбыл в Санкт-Петербург, знакомить его жителей с достижениями в области ж/д транспорта.
А в Вашем городе останавливался такой поезд инноваций? И как Вы относитесь к подобному мероприятию?
Даже и не представляла, что такой поезд у нас может быть! И не слышала о таком! Хоть я и не очень люблю технику, но очень интересная экскурсия!
Ритуль, я сама случайно узнала и не удержалась, чтобы мелким не показать да и самой посмотреть захотелось ))
Классный поезд! В Ростове есть музей РЖД, но он в основном посвящен истории, а не текущей жизни и будущему. А смену ходовых частей (шасси) помню с детства, когда 1984 г возвращались с Германии…
Серёж, вот как раз Германию экскурсовод и упоминал )) Интересно смотреть не только на прошлое, но и настоящее, да и в будущее заглянуть можно иногда ))
Ну ничего себе! Действительно удивила! Просто потрясающе. Интересно, а до нас доедет? Я бы тоже сходила…
Не знаю, Галь, доедет или нет. Вроде в ВК есть страничка, посвящённая путешествиям этого поезда ))
Думаю, если он доедет до нас — мы и так узнаем. Много же шума будет. ))
У нас шум не велик, оказался. По слухам да кусочек новостей — вот и вся информация )) Может, у вас по другому осветят ))
Посмотрим-посмотрим…
Ух, как здорово!!! У нас вроде бы не было такого, а может быть приезжали, а мы не знали. Тоже бы сходили, хотя наверно детки ещё маловаты)))
Любаш, на экскурсии были 2-хгодовалые малыши. Слушать не слушали, а рассматривали с интересом. Особенно мелочёвку на макетах ))
Музей на колесах! Это нечто! Тоже хочу. Очень интересная тема — про железные дороги. Молодцы, что такое придумали. Мне кажется, что это тема до сих пор была для нас абсолютно закрытая. Все на уровне догадок, и на уровне кино. Здорово! *THUMBS UP* Юля, спасибо! *ROSE*
Пожалуйста )) Самой не терпелось поделиться ))
Галина, этот поезд стартовал из Москвы в августе 2011 года, шумихи было )) Странно, что ты не знаешь об этом. Вернётся в столицу, сможете посетить ))
Может знала, да уже забыла. А может и пропустила, не слышала…. %) Всякое бывает. Не знаю, как такое чудо мимо меня прошло. Т.е. проехало. 😀
Наверстаете, Галь )) Тогда Софи совсем крохотулька была, забот с ней хватало ))
Какая шикарная научно-познавательная экскурсия. Я вообще люблю ездить на поездах, а таком обрамлении я бы точно не упустила такую поездку , будь у меня такая возможность=)
Кристина, к сожалению этот поезд стоял, когда мы по нему бродили )) Если бы двигался, было бы ещё интереснее ))
С другой стороны, если бы он двигался, красоты за окном отвлекали от созерцания того, ради чего вы собственно и забрались в этот поезд, примерно, как в случае с вашим звездным небом =)
Не отвлекали бы, Кристин, потому что вместо видов за окном мы видели видеоролики и ретрофотографии. Представляешь, во всю ширину окна практически экранчики ))
Спасибо, интересно. Очень! Два наших ЖД музея тоже рассказывают о прошлом.
А вот по поводу СПб — накладка. Поисковик выдал:
«В течение трех ближайших дней на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга ОАО «РЖД» дает возможность каждому почувствовать себя в роли машиниста локомотива или пилота самолета: 7, 8, 9 янва ря 2013 года передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД» (ПВЛК) будетработать для жителей Санкт-Петербурга на Балтийском вокзале»
Так что, похоже в Питере такой поезд уже был. Придется ждать следующий визит =)
Значит, наша новостная бригада ввела меня в заблуждение )) У нас нет музеев, посвящённых ЖД, чтобы только об этом.
Хм, я даже не знаю был ли у нас такой поезд в Красноярске. Жаль если пропустила, я ьы с удовольствием все увидела в живую 🙂
Вика, можно узнать в интернете ))
ах, жаль. У нас этот поезд был в ноябре прошлого года. Тогда мне было еще не до поездок в Красноярск. У дочи как раз верхние зубы лезли.
Да, жаль, Вик, но может, посетит ещё раз..
Специально зашла на сайт посмотреть, а там написано, что в Казань он приедет 6 июля, видимо как раз на Универсиаду)
Так что обязательно надо сходить, если не отправимся в отпуск, так как рассказ твой впечатлил)
Иришка, здорово, если посетите )) Я жду не дождусь лета, столько планов!!