Передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД» удивил саратовцев

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

А что я вам сегодня расскажу!! Мы посетили на днях передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД». Что это такое, спросите вы?! Это поезд – лекторий на колёсах! Своё движение по крупным городам он начал в августе 2011 года, а к нам прибыл из Волгограда. Всем желающим демонстрируют экспозиции, расположенные в 9-ти вагонах, говорящие о новинках в сфере развития железнодорожного транспорта, энергетики, нанотехнологий и прочего. Поспособствовали созданию этого «поезда инноваций» такие крупные организации, как «Роскосмос», «Росатом», «Роснано», «Philips». В штате ПВЛК «РЖД» 16 сотрудников, экскурсоводы входят в их число, но меняется их состав или нет, мне не известно.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Нам повезло попасть к самому началу лекции, хотя мы даже не подозревали о том, что они их планируют, поскольку в новостях говорили только о времени работы. Оплатив в кассу 70 рублей с человека (дети бесплатно, студенты, по-моему, тоже), мы уютно расположились в комфортабельных креслах и стали смотреть видеоролик на большой «панели». Речь шла об истории развития ж/д транспорта и его новинках, о работе с молодёжью и ещё о чём-то, слушала вполуха, поскольку любовалась на разноцветное меняющееся освещение и на потолок с мерцающими звёздами.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

После информативных посиделок нам предложили отправиться в следующий вагон, носящий название «Инновационное развитие ОАО «РЖД».

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Здесь можно без труда рассматривать окна, ведь в них мелькают фотографии и видеоролики. Встречал нашу группу манекен – важный мужчина – начальник, очевидно.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Как сказал экскурсовод (а он в каждом вагоне – свой), начало развития ж/д транспорта в России датируется 1837 годом. Мы увидели макет уникального паровоза П36, носившего название «Иосиф Сталин» в определённое время, а затем сменившего название на более лаконичное «ФДп». Этот паровоз являлся скоростным пассажирским, водил «Красную Стрелу» в Ленинград, а «Россию» куда-то ещё. Сейчас один единственный экземпляр сохранился в Киеве, где он и стоит в виде вечного памятника (поправьте меня киевляне, если его уже убрали).

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Особое, я бы даже сказала, центральное место (витрины с экспонатами расположены по центру вагона), занимают макеты высокоскоростных и скоростных российских электропоездов.
Первым на глаза нам попался «САПСАН».

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Это высокоскоростной электропоезд, развивающий скорость до 250 км/ч (при заявленных 300 км/ч), имеющий 604 сидячих места, преодолевает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за 3 часа 45 минут, а между Москвой и Нижним Новгородом – за 3 часа 55 минут. Также «САПСАН» следует из С.-П. до Н. Н., но за время значительно большее – за 8 с небольшим часов.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Далее нам показали и рассказали о высокоскоростном электропоезде «ALLEGRO», маршрут которого уже несколько лет пролегает от Санкт-Петербурга до Хельсинки (время в пути 3,5 часа).

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Скорость движения 220 км/ч (как конструкционная, так и эксплуатационная). Этот электропоезд имеет ряд инновационных особенностей, например, технология наклона кузова до 8 градусов, позволяющая при прохождении кривых не снижать скорость и нивелировать действие центробежной силы.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Довелось нам также увидеть макет скоростного электропоезда двойного питания «ЛАСТОЧКА» (впрочем, не только макет, по словам экскурсовода, передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД» располагается как раз в таком), который планируется пустить в обслуживание участников и гостей XX Зимних Олимпийских игр в Сочи — 2014, а затем отправить работать в сообщениях между городами.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Электропоезд «ЛАСТОЧКА» предусмотрен для замены устаревших электропоездов пригородного сообщения. Его особенность состоит в том, что оборудование может устанавливаться и на крыше, и на подвагонном пространстве, позволяя вместить более 850 пассажиров.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Следующий вагон – другая экспозиция «Подвижной состав Российских железных дорог».

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Здесь оказались собраны макеты современных локомотивов и вагонов, виды путевой и другой ж/д техники. Например, щебнеочистительная машина ЩОМ – 1200 (высокопроизводительная, по словам экскурсовода):

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Или самоходный универсальный путеизмерительно – дефектоскопический комплекс «СЕВЕР»:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Он разработан специально для работы в условиях севера. Прямо на ходу осуществляется диагностика рельсов, контроль геометрических параметров колеи главных и приёмо – отправочных путей. Как уверяют разработчики проекта СУПДК «СЕВЕР», с началом использования существенно повысилась эффективность работы, снизились энергозатраты, улучшились экологические параметры.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Что касается развития пригородного сообщения, то на выставке представлен рельсовый автобус РА2:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Этот чудо – проект разработан на ОАО «Метровагонмаш» и предназначен для осуществления пассажирских перевозок на не электрифицированных участках ж/д путей и как транспорт пригородного и внутрирегионального сообщений. Максимально такой автобус вмещает 600 человек. РА» может состоять из двух головных вагонов или иметь дополнительно 1 – 2 промежуточных вагона, соединённых переходом. Конструкционная скорость 100 км/ч, эксплуатационная не указана.

Проходим дальше и видим электровоз магистрального тока 2ЭС6, выпускаемый ОАО «Уральские локомотивы», который входит в группу «Синара» (о чём гласит надпись на борту):

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Он предназначен для вождения грузовых поездов на ж/д колеях 1520 мм, электрифицированных постоянным током (с напряжением 3 кВ).

Что мы ещё видели в этом вагоне?! Двухосный маневровый тепловоз с силовой установкой мощностью 600 л. с. Он построен в Ярославле и его кабина имеет круговой обзор.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Электровоз постоянного тока 2ЭС10 «ГРАНИТ» с асинхронным тяговым приводом:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Без фото дополню то, что мы видели: специализированный вагон для перевозки угля 12 – 9828, вагон – платформу сочленённого типа модели 13 – 9851, универсальный крытый вагон со сдвижным кожухом, газотурбовоз ГТ1 (работающий на сжиженном природном газе), грузовой тепловоз 2ТЭ25А «Витязь», маневровый тепловоз ТЭМ18ДМ, скоростной электровоз двойного питания ЭП20 также с асинхронным тяговым приводом (Новочеркасск), электропоезд ЭД4МКМ-Аэро для интермодальных перевозок (в аэропорты), вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений, укладочный кран УК 25/25 и другая техника.

Переходим в следующий вагон, носящий название «Инфраструктура железных дорог». Кстати, между ними предусмотрены две автоматические двери. Не успел пройти вместе со всеми экскурсантами – жми на кнопку и ожидай, пока двери откроются.

Встретил нас космонавт:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Сидящий в амортизационном кресле «Казбек – У» и одетый в аварийно – спасательный скафандр «Сокол – КВ – 2». Космонавта окружает витрина с частью личных вещей Ю. А. Гагарина (даже шлем имеется, причём такой же, как в нашем музее, на выставки в который я хожу периодически).

Выставочная экспозиция данного вагона представляет экскурсантам действующие макеты или панорамы (как правильно назвать, затрудняюсь). То есть, на них имеются движущиеся предметы. Если честно, то мне удалось разглядеть лишь несколько, особенно привлёк (своей миниатюрностью) один – это художник, рисующий на мольберте возле дороги (у него поднимается и опускается одна рука, в которой он держит кисть).

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Макет железнодорожного комплекса на космодроме Байконур – первом и крупнейшем в мире (основан в 1955 году). На территории Байконура 470 км железнодорожных путей:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Только на космодроме Байконур имеются 2 стартовых комплекса для ракетоносителя тяжёлого класса («Протон»).

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Ракету с кораблём по железной дороге везут из монтажно – испытательного комплекса на расположенную в нескольких километрах стартовую площадку.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Ширина колеи России и Европы имеет различные значения. В России – 1520 мм, а в Европе – 1435 мм. На границе между Белоруссией и Польшей производится замена ходовых частей вагонов с одного стандарта на другой (по системе Talgo RD). В спецдепо вагоны поднимают, ходовые части того стандарта, который надо заменить, выкатывают, а подкатывают ходовые части совершенно другого стандарта. Вагоны затем опускают.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Следующий вагон, носящий название «Энергосбережение и экологическая безопасность», поделён на несколько зон. Покажу некоторые.
Это экосистема «КВИНТ». С помощью неё можно осуществлять дистанционное управление, находясь с пультом в кармане в другом вагоне. Комплекс сам сообщает результаты диагностики.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Система автоведения предназначена для полностью автоматизированного управления подвижным составом, с учётом всех норм безопасности движения и соответствию им на сберегающем режиме движения и в соответствии с заданным заранее графиком и временем хода.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

В экспозиции, как я поняла, представлено светотехническое оборудование фирмы «Philips».

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Снизу красный, сверху жёлтый, а посередине, как видите, зелёный свет.

Переходим в следующий вагон. Экскурсовод назвал его так: «Автоматика, телемеханика и связь. Управление перевозочным процессом». Чрезвычайно сложно организовать перевозки и управлять ими.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Это тренажёрный комплекс машиниста электровоза, кажется. На этом кресле можно было посидеть и даже потрогать рычаги и понажимать некоторые кнопочки:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Пульт оперативной технологической связи дежурного по станции (ДСП):

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Это, на мой взгляд, самое настоящее автоматизированное рабочее место поездного диспетчера:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

В вагоне «Энергия будущих поколений. «Росатом» представлены некоторые достижения в области мирных ядерных технологий. Экскурсовод вкратце рассказала о типах ядерных реакторов и показала гермозону (масштаб 1:100):

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

А на этих панелях (их было всего 4, по-моему) идёт онлайн трансляция о радиационном фоне и демонстрируются картинки:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Больше всего меня поразили полы в этом вагоне:

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

И прибор, позволяющий измерить уровень собственной радиоактивности. Правда, экскурсовод с большой неохотой привела в действие сей аппарат, видимо духота помещения (а она была едва терпимой) вызвала такое нежелание.
В общем, запуск девушка произвела, мы поочерёдно вставали на обозначенные места и смотрели результат. Чем крупнее человек, тем показатель выше. Для сравнения: мой показатель 3834 беккерель, а показатель дочки – 1020 беккерель (1 беккерель равен 1-му распаду в секунду). Предел нормы – 20 тысяч беккерель.
Радиоактивность – это естественное природное явление, присущее всем материальным объектам на земле, в том числе и человеку.

После непродолжительной процедуры измерения мы перешли в вагон «Нанотехнологии ОАО «Роснано». Чего только тут нам не показывали!
Вот, например, интеллектуальная система обеспечения безопасности, предназначенная для распознавания лиц в местах большого скопления людей (метро, аэропорты, вокзалы, стадионы и т. д.).

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Большое внимание уделено композитным изделиям, шумо- и теплоизоляционным материалам, режущим инструментам, энергосберегающим стёклам, наноструктурированной керамике, светотехническим изделиям, системам очистки и обеззараживания воздуха.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

А вот и светодиодный стимулятор роста растений (RGB, то есть, красные, зелёные, синие) ускоряют фотосинтез растений и их рост.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

Так выглядит последний вагон, который мы посетили, точнее, который нам предложили посетить. К сожалению, один вагон, очевидно, под названием «Молодёжная и кадровая политика ОАО «РЖД». Тренажёрные комплексы» по техническим причинам не работал, поэтому рассказать о нём не могу.

Передвижной выставочно лекционный комплекс РЖД Поезд инноваций

На этом наша экскурсия по передвижному выставочно-лекционному комплексу ОАО «РЖД» закончилась. Через пару дней состав отбыл в Санкт-Петербург, знакомить его жителей с достижениями в области ж/д транспорта.

А в Вашем городе останавливался такой поезд инноваций? И как Вы относитесь к подобному мероприятию?



Tags: , , , ,



27 комментариев к “Передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД» удивил саратовцев”

  1. Даже и не представляла, что такой поезд у нас может быть! И не слышала о таком! Хоть я и не очень люблю технику, но очень интересная экскурсия!

  2. Классный поезд! В Ростове есть музей РЖД, но он в основном посвящен истории, а не текущей жизни и будущему. А смену ходовых частей (шасси) помню с детства, когда 1984 г возвращались с Германии…

    • Юльчатка:

      Серёж, вот как раз Германию экскурсовод и упоминал )) Интересно смотреть не только на прошлое, но и настоящее, да и в будущее заглянуть можно иногда ))

  3. Ну ничего себе! Действительно удивила! Просто потрясающе. Интересно, а до нас доедет? Я бы тоже сходила…

  4. Любовь Хмелинина:

    Ух, как здорово!!! У нас вроде бы не было такого, а может быть приезжали, а мы не знали. Тоже бы сходили, хотя наверно детки ещё маловаты)))

  5. Музей на колесах! Это нечто! Тоже хочу. Очень интересная тема — про железные дороги. Молодцы, что такое придумали. Мне кажется, что это тема до сих пор была для нас абсолютно закрытая. Все на уровне догадок, и на уровне кино. Здорово! *THUMBS UP* Юля, спасибо! *ROSE*

  6. Какая шикарная научно-познавательная экскурсия. Я вообще люблю ездить на поездах, а таком обрамлении я бы точно не упустила такую поездку , будь у меня такая возможность=)

    • Юльчатка:

      Кристина, к сожалению этот поезд стоял, когда мы по нему бродили )) Если бы двигался, было бы ещё интереснее ))

      • С другой стороны, если бы он двигался, красоты за окном отвлекали от созерцания того, ради чего вы собственно и забрались в этот поезд, примерно, как в случае с вашим звездным небом =)

        • Юльчатка:

          Не отвлекали бы, Кристин, потому что вместо видов за окном мы видели видеоролики и ретрофотографии. Представляешь, во всю ширину окна практически экранчики ))

  7. Спасибо, интересно. Очень! Два наших ЖД музея тоже рассказывают о прошлом.
    А вот по поводу СПб — накладка. Поисковик выдал:
    «В течение трех ближайших дней на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга ОАО «РЖД» дает возможность каждому почувствовать себя в роли машиниста локомотива или пилота самолета: 7, 8, 9 янва ря 2013 года передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД» (ПВЛК) будетработать для жителей Санкт-Петербурга на Балтийском вокзале»

    Так что, похоже в Питере такой поезд уже был. Придется ждать следующий визит =)

  8. Хм, я даже не знаю был ли у нас такой поезд в Красноярске. Жаль если пропустила, я ьы с удовольствием все увидела в живую 🙂

  9. Специально зашла на сайт посмотреть, а там написано, что в Казань он приедет 6 июля, видимо как раз на Универсиаду)
    Так что обязательно надо сходить, если не отправимся в отпуск, так как рассказ твой впечатлил)

Оставить Ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.