Выставка военного и фронтового рисунка «Сталинград глазами художника» в отреставрированном музее
Выставка военного и фронтового рисунка «Сталинград глазами художника» открылась перед нами неожиданно, когда в июле 2013 года мы отправились поинтересоваться, открыли отреставрированный музей или нет.
Мне всегда хочется возвращаться в Волгоград, нравится мне его неторопливость (хотя людей на улицах хватает) и значимость. Даже всё, что не раз видела, я готова смотреть снова и снова. Так и получилось в то лето.
По привычке зашли в здание ЦУМа, попетляли внутри, и так и не нашли входа в музей «Память». Заглянули в дверь ресторана по соседству с громким названием «Сталинград», увидели указатель:
Почти поверили ему и начали спуск по ступеням вниз, разглядывая стены:
Но вовремя спохватились и повернули назад, потому что входа в музей через ресторан точно нет.
Рискнули обойти ЦУМ с тыла, откуда мы вышли в прошлый раз после посещения музея. И не поверили своим глазам: входить в помещение нам пришлось через подвал, явно служивший раньше для спуска товаров. Ничего похожего на цивилизованную дверь, никакого ремонта (всё обшарпано) во время спуска по ступенькам мы не заметили.
Зато после того, как мы зашли в экспозиционный зал, глаза заслезились, так светло стало после темноты подвальной. На входе за столом восседали двое охранников. Рядом с ними находилась лестница (видимо, вход через ЦУМ всё-таки существует, просто его не всегда используют), подъём на которую перегораживал стол с макетом полуразрушенного ЦУМа.
Выставку военного и фронтового рисунка можно разглядывать долго. В каждой зарисовке, в каждом карандашном наброске столько важных эпизодов ВОВ, столько боли и страдания, что слёзы на глаза наворачиваются.
Хорошо, что из посетителей были только наши семьи (позже пришла ещё одна немолодая пара), можно было медленно перемещаться по залу и не спеша рассматривать рисунки.
При осмотре экспозиции мне в глаза бросилась копия иконы «Сталинградская Мадонна» (о ней нам рассказывала экскурсовод по другой выставке, речь о ней тоже пойдёт, только в другой раз), нарисованной углём в 1942 году немецким священником и врачом, когда немецкие войска находились в окружении под Сталинградом. Курт Ройбер, видя, как падают духом солдаты его армии, создал свою Богоматерь, бережно укрывающую в своих объятиях младенца, в канун Рождества, 24 декабря 1942 года, на обороте географической карты. Надпись по краям гласила: «Рождество в котле – 1942. Крепость Сталинград. Свет. Жизнь. Любовь».
Солдаты и офицеры немецкой армии верили и молили о спасении. И, действительно, пока икона находилась в блиндаже, ни один снаряд не попал в него.
Понимая, что ничто уже не изменит сложившейся ситуации, Курт Ройбер отправил свою «Сталинградскую Мадонну» вместе с другом, улетающим в Германию, в подарок своей жене.
И вскоре блиндаж оказался разнесён в щепки первым же снарядом при обстреле немецкой армии советскими войсками. Врач и автор иконы в это время находился на работе в госпитале, что спасло его от гибели.
В начале 1944 года Курт Ройбер умер в плену под Елабугой. Именно там он нарисовал углём ещё одну икону и дал ей название «Пленённая Мадонна».
Сравнивая эти два рисунка, я заметила, как изменилось лицо Мадонны. У первой – лицо молодое, словно светящееся, а у второй – уставшее, измождённое и испещрённое морщинами. Но ребёнка обе оберегают по-прежнему тщательно и нежно.
Как немецкие солдаты верили в свою безопасность под взором «Сталинградской Мадонны», так Фридрих Паулюс был убеждён, что город будет взят. Генерал приказал Эрнсту Айгенеру, военному художнику, сделать эскиз будущего немецкого штандарта (флага) для покорённого Сталинграда. В октябре 1942 года он был предоставлен Ф. Паулюсу. А вот в ноябре 1942 года и сам генерал сделал набросок будущего немецкого штандарта. Не удивлюсь, если по существующим эскизам их и изготовили. Да вот пустить в ход их не удалось, серьёзная промашка вышла.
Почему я так подробно остановилась на этих трёх рисунках? Потому что они, так или иначе, упоминаются во многих эссе, связанных со Сталинградской битвой. И имеют своё место в истории ВОВ. Так же, как и следующие рисунки, созданные советскими художниками (простите, что съёмку вела сбоку, но если снимать прямо, то лампы отражаются в стёклах, которыми закрыты все произведения военного искусства).
Тульский художник – график Ворогушин Ю. В., гвардии сержант, отмечен орденами и медалями, заслуженный художник РСФСР.
Плакат – листовка «Болтун – находка для шпиона» (1942 год, бумага, карандаш, перо):
Комаров Е. И. «У родного дома» (1946 год, бумага, цветные карандаши):
Рудыкина Женя (Жорова Евгения Петровна) родилась в 1932 году в Сталинграде. Вместе с семьёй осталась в сражающемся городе. Весной 1943 года 10-тилетняя девочка стала свидетельницей того, как погиб её брат (подорвался на мине). Всё пережитое нашло отражение в детских рисунках девочки. После войны Женя выучилась в Ленинграде и стала архитектором, принимала участие в восстановлении родного города.
«Письмо папе» (1944 год, бумага, цветные карандаши):
«Сталинград» (1944 год, бумага, карандаш):
Дмитриевский Виктор Константинович, участник Великой Отечественной войны. Имеет ордена и медали. После войны вошёл в творческую группу художников – грековцев (то есть окончивших Студию военных художников имени М. Б. Грекова), создававших полотно Сталинградской панорамы.
«Воробьёв П. В. – капитан парохода «Гаситель» (1950 год, бумага, карандаш):
Помимо рисунков в выставочном зале мы увидели уголок фронтового художника:
На ящике из-под снарядов тоже были рисунки, выполненные карандашом.
А рядом стояла печка, и было припасено берёзовое полено:
А также сюда переместили немецкий мотоцикл, стоявший раньше среди экспонатов музея до реконструкции.
И в завершение своего рассказа о выставке военного и фронтового рисунка «Сталинград глазами художника» приведу стихотворение красноармейца Ал. Булавкина, увиденное мной на стенде в отреставрированном музее «Память».
«Защитнику Сталинграда»
Ты вспомни, товарищ мой лучший,
Недавние дни, — не года,
Как шла на нас чёрною тучей
Немецких фашистов орда.
Броня от напора сгибалась,
Чернел небосклон голубой,
Не выдержав, сталь рассыпалась –
А мы устояли с тобой.
Казалось нам: с огненным взором,
С подъятой могучей рукой
Был с нами великий Суворов,
И Невский, и Дмитрий Донской.
Мы слышали грозные звуки,
Летящие к нам сквозь века:
— Вперёд, наши славные внуки,
На рыцаря – пса, пруссака!
Над городом гул канонады –
Дал Сталин приказ нам: вперёд!
И снова над всем Сталинградом
Свободное утро встаёт!
Я знаю, товарищ, немного
Военного время пройдёт.
И в Киев, Одессу дорога
С тобою нас, друг, приведёт.
Дорогой недавних пожарищ
На Запад пойдём мы с тобой.
Так в бой же скорее, товарищ,
В последний решительный бой!
…
Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»
Дай Бог, чтобы подобное никогда больше не повторилось…
Сама о том же думаю…
Мурашки по коже… Не могу. Реву…
Оля, я пока пост писала и фотографии мною сделанные просматривала, тоже… На выставке вообще тяжко было..
Спасибо за экскурсию! Сильно… пробирает до мурашек, да…
Зоя, не то слово…
Плохо, что такой музей где то спрятан — как будто стыдятся…
Серёжа, у меня тоже такая мысль мелькала..
Очень странное место для музея. Подвал ЦУМа. Юль, а это не там Паулюса в плен взяли? Нас куда-то агитировали не раз в какой-то подвал в музей, но мы не пошли. Я не люблю военные музеи и всё, что связано с войной. Слишком страшно, грустно, больно… С меня и Мамаева кургана хватило. Вообще в Волгограде всё связано так или иначе с войной. Порой от этого даже немного не по себе… У нас тоже город почти весь был разбомблён в войну, но воспоминаний наглядных об этом почти нет. А в Волгограде (так и хочется написать — в Сталинграде) порой так и кажется, что бои тут только закончились. Мы ещё и жили в свой крайний приезд туда возле музея Сталинградская битва. И всё это — из окна. И разрушенный дом, мельница, и прямо под окнами — танки. Как туристу — это даже здорово, такое погружение в историю, но вот постоянно жить среди всего этого мне было бы тяжело.
Хотя да, надо знать и помнить. Судя по последним событиям, многие совсем забыли как страшен фашизм и нацизм…
Меня вообще всегда до глубины души потрясает, что большинство изобретений человечества — ради того, чтобы убивать себе подобных, да ещё и массово. Наверное, я тут случайно, с какой-то другой планеты. )) Потому что мне этого никогда не понять…
Да, Галь, там. Мой пост о музее здесь: http://ulchatka.ru/archives/3172
Чуть позже покажу, как его отреставрировали. Часть, где выставка ты уже видела.
В Волгограде, действительно, всё говорит о ВОВ. Ведь и город отстраивали заново, в нём очень мало осталось уцелевших купеческих домов. А в наших городах старины полно.
Представляю как нелегко данную экспозицию смотреть воочию. А уж пережить это все… да не дай Бог этому повторится!
Трудно.. Особенно, когда детские рисунки видишь..
Очень хорошие проникновенные стихи и выставка. Я всегда с интересом читаю о фактах об истории Великой отечественной. Такие выставки очень нужны, чтоб память о тех страшных днях жила вечно. Про «Сталинградскую Мадонну» даже не знала, спасибо за интересную информацию!
Танюша, я в Волгограде себя ощущаю, словно в параллельном пространстве. Каждое место можно осматривать и описывать для себя разнообразными словосочетаниями. Мне о многом хочется рассказать, о том, что я видела в этом городе, где побывала, но каждый раз всё пропускаю через себя и потом долго не могу найти себе место..
Про «Сталинградскую Мадонну» я узнала в прошлом году, девушка — экскурсовод рассказала нам эту историю.
А я в Волгограде была всего один раз, ездили специально на Мамаев курган, вот многое по прошествии лет забывается, а ту экскурсию забыть невозможно, настолько все пронзительно впечатлило. Все хочу с сыном туда съездить, чтоб он тоже увидел этот грандиозный мемориал.
Да, Мамаев курган впечатляет, как и панорама «Сталинградская битва». Обязательно посетите музей, Танюш, по возможности.
Подумать страшно, что пришлось людям пережить, потому многие прошедшие войну и не любили вспоминать о ней, но нынешние события говорят о том, что как бы не было больно, надо рассказывать, иначе это грозит повторится. Я тоже не слышала раньше о «Сталинградской Мадонне», вообще ни разу не была в тех местах, очень нужная в наше время выставка, жаль, что вход такой неказистый, может отремонтируют к празднику
Да, выставка нужная, несомненно. Особенно для детей и подростков.
Насчёт входа ничего сказать не могу, надеюсь, что его привели в порядок.
Музей не спрятан и никто его не стыдится! Это, в первую очередь, историческое место. Здесь был пленен Ф. Паулюс и штаб 6- й немецкой полевой армии. Поэтому музей именно на этом месте! Если бы Паулюс знал, что на месте его пленения будет музей, выбрал бы просторнее и с удобным расположением! =)
Ксюша, это я знаю, и Вы знаете. А вот многие люди не смогли его найти. Раньше в музей можно было зайти через ЦУМ, по указателям его найти. А в прошлом году ничего не говорило о том, что здесь есть музей, где пленили Ф. Паулюса.