Волгоградская детская железная дорога и её секреты
Глядя сегодня на проезжающие мимо наших окон паровозики для увеселения маленьких деток, на которые и спроса нет сейчас из-за холодов, захотелось мне рассказать о том, что до сих пор существует и работает в моём любимом городе Волгоградская детская железная дорога. Мы побывали на ней в мае прошлого 2012 года. И, естественно, не удержались от того, чтобы не прокатиться в вагончиках.
Попали мы туда совершенно случайно, даже не планируя её посетить. Доехали на метротрам до остановки «Пионерская», прогулялись по мосту и, увидев шевеление далеко внизу возле вагонов, решили спуститься вниз по крутой, я вам скажу, лестнице.
Волгоградская детская железная дорога находится в самом центре Волгограда, в пойме реки Царицы (её очень давно пустили под землёй через трубу большого диаметра). Строить ВДЖД было принято ещё в 1947 году, когда Сталинград ещё не был восстановлен после ВОВ. А открытие состоялось уже 2 мая 1948 года, звалась тогда ВДЖД – Малой Сталинградской.
В то время ширина колеи составляла ровно 600 мм. Малая Сталинградская дорога была одной из двух (вторая – Малая Карагандинская ДЖД в Астане) таких детских ЖД СССР, имевших такую ширину колеи, для которой брался трофейный подвижной состав, взятый на построенных в ходе военных действий немцами железных дорогах при наступлении на Сталинград. Рельсы тоже были трофейными, поскольку металлические шпалы в СССР не выпускались.
Узкоколейка тогда имела протяжённость свыше 3 километров. Она пролегала по центру города, вдоль набережной Волги от станции «Родимцево» (северный конечный путь) до станции «Пионерка» (южный конечный путь), то есть, было всего 2 станции. А мы следовали от станции «Пионерская» (она расположена неподалёку от старой станции «Пионерка») перпендикулярно Волге, то есть, по другому маршруту.
Здесь под землёй и протекает река Царица.
Мы, кстати, видели кусочек старых рельс, но снимала я их из окна вагона, поэтому видно не очень.
Это мы поворачивали в сторону станции «Гаситель». На следующем фото старые рельсы видны немногим лучше, прямо возле них проезжает белая машина.
А вот и сам катер — пароход «Гаситель». Он мне показался таким огромным, что даже не поместился на фотографии целиком.
На стеле с одной стороны написано: «Слава речникам и пожарным Волжского бассейна – героям гражданской войны, защитникам красного Царицына!», а с другой стороны надпись такова: «Никогда советский народ не забудет мужественных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград!» (в ней не хватает нескольких букв вот уже несколько лет).
Эта композиция (и катер, и стела) хранит воспоминания о подвигах команды «Гасителя» (пожарный пароход – так его называли тоже), которая трое суток без сна и отдыха вела борьбу с огнём. В это же время на судне перевозили раненых, стариков, женщин и детей на левый берег. Когда судно ушло в очередной свой смертельный рейс, фашистские самолёты обрушили на «Гаситель» десятки бомб. Вышел из строя штурвал, корпус получил бесчисленное количество пробоин, двое из экипажа были убиты, а четверо тяжело ранены, но команда во главе с капитаном, на ходу исправляя повреждения, продолжала нести свою боевую вахту.
Но вернёмся к ВДЖД. На поезде, управление которым, кстати, доверяют детям – юным железнодорожникам (но в тепловозе всегда присутствует старший инструктор – взрослый мужчина), мы продолжили движение вдоль реки Волга.
Сколько мы видели вокруг зарослей камыша, не передать. Пока тепловоз совершал манёвр сцепки (разворот не предусмотрен, поэтому мы вышли из вагона, а машинист по соседним путям перегнал тепловоз в хвост состава из 3-х вагонов), мы дышали речным воздухом и мастерили из стеблей камыша свистульки (оглушительный свист из них вылетает, я вам скажу).
На тепловозе есть надпись: «Построен машзавод Камбарка 06.2009». Кстати, сначала по ВДЖД курсировали паровозы (то есть, на паровой тяге), а в 1960 году, когда дорогу реконструировали на стандартную узкую колею (это 750 мм), по ВДЖД стали курсировать тепловозы.
В 1961 году ВДЖД переименовали в Малую Приволжскую. А в 1978 году вся линия узкоколейной железной дороги, упоминавшаяся мной ранее (от «Пионерка» до «Родимцево»), была временно закрыта. Но, как всегда бывает, нет ничего более постоянного, чем временное, и в 1979 году открыли уже новую линию, протяжённостью всего чуть больше 1 км (по сравнению с бывшими 3 км).
Примерно в середине 1980-х годов от планов восстановления старого участка отказались, и его полностью разобрали. Насколько мне известно, в это же время было начато строительство локомотивного депо на станции «Чекистов». Но его так и не достроили, а затем и вовсе продали сторонней организации.
В 2006 году хотели было оборудовать станции ВДЖД электрической централизацией стрелок и сигналов, а также построить вокзал на станции «Пионерская» (чтобы он стал один в один с архитектурой вокзала на станции «Волгоград – I») и увеличить протяжённость узкоколейки. Но и по сей день вокзал на станции «Пионерская» представляет собой три металлических строения, возвести которые не составит труда и за 1 день. На тупиковых станциях «Гаситель» и «Чекистов» никаких построек нет вообще, вы убедитесь в этом, глядя на фотографии, сопровождающие мой рассказ о Волгоградской детской железной дороге.
Это жилой комплекс «Волжские паруса», видимый практически с любой точки Волгограда. Зданий в нём два (на этом фото одно выглядывает из-за другого). Снимок этот сделан мной, когда мы отправились на станцию «Чекистов» (проезжая вновь станцию «Пионерская»).
Хочу сказать немного о кружке «Юный железнодорожник». В него принимаются учащиеся с 5 по 9 классы. Изучают в кружке элементы железнодорожного пути, подвижной состав, сигнализацию, устройство железнодорожной автоматики, а летом проводится практика на данной детской дороге. Детей в ярких оранжевых жилетах во время нашего пребывания на «вокзале» мы видели немало. Надо сказать, я ожидала, что нам по ходу движения дети – проводники расскажут об истории ВДЖД. Но бойкая девочка лет 13 скороговоркой прочла текст, напечатанный на мятой бумажке, заключавший в себе сведения о названиях станций, тепловозе, вагоне и о чём-то ещё неразборчиво.
Миновав станцию «Пионерская» мы нырнули под мост, с которого началось наше путешествие сюда.
Рядом (являясь одним целым с пешеходно – автомобильным мостом) расположен путепровод, по которому пролегает линия метротрама – скоростного трамвая.
Я как раз сняла его, когда трамвай выезжал из тоннеля.
На следующем снимке видны двое путей и мальчик – путеец, переводивший стрелки. Справа расположены рельсы, по которым наш состав прибыл на станцию «Чекистов», а слева – рельсы, по которым машинист и совершает манёвр, отцепляя тепловоз от «головы» поезда, объезжая до «стрелки», возвращаясь задней частью тепловоза к отцепленным вагонам («хвосту»).
Как известно из газет, в 2000-х годах ВДЖД постепенно стала приходить в упадок, а в 2010 году вообще прекратила свою деятельность. Горожане были очень обеспокоены и настаивали на возобновлении эксплуатации исторического маршрута. У меня нет сведений, когда возобновила свою работу ВДЖД, но в мае 2012 года она точно функционировала, о чём сейчас и пишу.
Наше путешествие подошло к концу, и мы вернулись вновь на станцию «Пионерская». Решив поближе рассмотреть набережную, мы покинули Волгоградскую детскую железную дорогу, и отправились смотреть, как сильно подтопило речной порт.
Некоторые помещения оказались под водой, но это совсем другая история.
А сейчас я с вами прощаюсь ненадолго. Свои впечатления, мнения, отзывы оставляйте, пожалуйста, в комментариях. Ведь Вы можете знать о ВДЖД гораздо больше, чем я. ЖДУ!!!
…
Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»
О Волгограде наслышан много, но о такой железной дороге не слышал. Интересная история и очень хочется, чтобы ВДЖД сохранилась. Спасибо за рассказ.
Да, Мечислав, мы сами не ожидали, что ВДЖД всё ещё функционирует. И пусть бы подольше, всё-таки история..
Классный день был. =) До сих пор осталась видео, куда попали все.)) По моему, больше веселились мы, чем детишки, которые на паровозике катались. 😀
Да, Юль, хороший день )) Да у нас других и не бывает ))
Красивое современное здание, действительно похоже на парус.
Да, Рит, и видно издалека.
Ой, а я и не знала про эту железную дорогу! А ведь рядом были, недалеко от этого паруса, и на станции Пионерской, и по округе ходили…
Придётся снова ехать в Волгоград! Кататься на ДЖД! 🙂
Жалко, что вы её не заметили, Галь, она хорошо просматривается с моста )) Но не каждый решится спуститься вниз, потому что люди не знают, что это именно детская ЖД ))
И я не знала! и муж. который два года жил в Волгограде, тоже на знал! Плохо рекламируют, значит. )) Зато теперь знаем. И в следующий раз обязательно покатаемся.
У нас в городе тоже есть ДЖД — прекрасная, где до сих пор учат детей профессии. И вокруг места живописные довольно. Там мы катались.
У нас, оказывается, тоже хотят ДЖД строить, только не решили пока, где она будет.
В я про нашу вот соберусь — да расскажу. А то всё про чужие края рассказываю, а про мои-то кто писать будет? )) У меня много ГБ фоток нашей детской железной дороги.
Давно пора! Интересно ведь ))
В Алма-Ате тоже была детская железная дорога. Очень хорошая. К сожалению, остатки ее сейчас стали аттракционом, а дети уже не учатся профессии железнодорожника, увы.
Светлана, столько всего порушено, что меня это даже не удивляет уже, а просто возмущает. ВДЖД тоже могла бы быть заброшена, но этого не допустили.
Спасибо за увлекательное путешествие! Может когда-то удастся побывать в Волгограде, то покатаюсь!
Надежда, а почему бы и нет ))
Моему сынуле точно бы понравилось =) Здорово, что такая железная дорога есть. И хорошо было бы если она и дальше сохранилась)
Любаш, и это хорошо, и хорошо иметь такую ДЖД в каждом городе ))
Классная узкоколейка! С удовольствием при случае постараюсь поехать в Волгоград и посмотреть на это чудо.
Два подобных чуда я уже видел — в украинских городах, бывшей и настоящей столице — Харькове и Киеве.
В Харькове я 6 лет учился и Малую Южную железную дорогу (открыта в 1940-м году) изучил и опробовал в качестве пассажира досконально. Правда, в 2010-м её чуть было не постигла печальная участь, но это уже другая история
А в Киеве тоже с 1953 года и до сих пор подобная дорога функционирует в парке культуры и отдыха «Сырецкий». Наблюдал не единожды. но покататься ещё не довелось. Наверное, надо посетить Сырецкий парк с внуками. Тогда заодно тоже получу удовольствие от ветра в лицо =)
Дед Виталя, я вижу, что желание после частых путешествий по Малой Южной железной дороге покататься ещё, у Вас не пропало, что похвально )) Такие вещи не могут наскучить, особенно, когда ветер Перемен зовёт в путь снова и снова ))
Как жалко, что река, с таким гордым именем — Царица, упрятана под землю.
А детские железные дороги — это здорово. У нас два года назад открыли уже вторую. Идет к нам в Пушкин, но так до сих пор ни на одной не прокатились.
Дома всегда думаешь, да у спеем ещё! Вот сын уже вырос, внуку 10, а не добраться никак 🙁
Лен, добирайтесь, так здорово погрузиться в детство )) У нас тоже заговаривают, как впрочем, и о скоростном трамвае, только место никак не подберут, а посему воз и ныне там ))
А Царица (её и Пионеркой звали) уже больше полувека закована в трубы и вроде ей неплохо там ))
Юль, забыла, я тебе письмо отправила, не получала?
И всех (автора и читателей) с наступающим праздником светлой Христовой Пасхи
Спасибо, Елена, за поздравление. Тебя тоже со всеми наступившими и наступающими!
Письмо получила и ответила на него.
Никогда не ездила ни на чем подобном. Но слышала! Для детей-железнодорожников это серьёзное занятие, для пассажиров — милый и необычный отдых. Если бы где попалась такая дорога, то, конечно, прокатилась бы с радостью.
Серьёзные дети нам встречались, Лен, столько ответственности в глазах, сколько смешливости ))
Юля мы с тобой конечно не знакомы,но знаешь ли ты,работает ли сейчас детский паровоз?
Маша, не знаю наверняка, в этом году даже мимо ДЖД не проезжали. Но, судя по слухам, она работает ))
Почему-то паровозик из Ромашково вспомнился )))
Ага )) Только у того паровозика станций было поболе, Оль ))
Если получится во время отпуска отправиться в круиз по Волге, обязательно заеду посмотреть. Интересная развлекалочка для деток. У нас детки в основном биатлоном занимаются. Я б сына отправила бы в такой кружок. =)
Это для нас развлекалочка тоже, Маш )) Катаешься, смотришь по сторонам. А дети, которые учатся трудиться на ВДЖД, на ней работают прям ))
Надо же, я совсем не знала о детских железных дорогах. Вообще это какая-то железнодорожная магия — вчера я закончила пост о нашем сюрном жд-путешествии, сегодня оказалась здесь — спасибо!, плюс только что узнала о сайте, который организует поездки по старым узкоколейкам в России, а вроде бы даже есть и международный сайт про это (Светлана Лабузнова рассказала)… Почему-то у меня дух захватывает — с детства люблю запах жд, и мне кажется, что она полна тайн и секретиков…