Старинные рисунки на стенах саратовских домов
Как часто вы обращаете внимание на те вещи, которые выходят за рамки обыденности? И как обращаете: посмотрите, удивитесь и пойдёте дальше или посмотрите, сфотографируете (вернётесь ещё раз, чтобы снять) и расскажете своим друзьям (приведёте их, чтобы они тоже взглянули)? Мне повезло, ведь я могу в своём городе бродить, где захочу (практически безнаказанно) и видеть прекрасное, чего немало. К примеру, многие ли жители городов могут похвастаться старинными рисунками на стенах? Думаю, не многие. Саратов как раз и входит в это число немногих. Предлагаю убедиться в этом вместе со мной.
Для начала прогуляемся по улице Советской, носившей в начале 19 века название – Консисторская (прим.: Консистория – важное учреждение при епархиальном архиерее с судебными и административными функциями. В дореволюционной России бракоразводные дела подчинялись именно ей. Жаль, что я не нашла подтверждение тому, что на данной улице располагалось здание Консистории), в середине 19 века – Малой Дворянской, в начале 20 века – вновь Консисторской, а после революции, в 1918 году улица приобрела название Советская (здесь располагался большевистский губком партии). Именно в конце 19 века (примерно с 80-х годов) Роберт Эрт, специализирующийся на торговле земледельческими орудиями и машинами от лучших европейских и американских заводов, открывает в доме № 8 торговый дом, просуществовавший вплоть до Первой Мировой войны. В качестве рекламы на одном из боковых фасадов владелец торгового дома разместил два изображения локомобилей (паровых двигателей, которые и приводили в движение всю сельхозтехнику того времени).
Обратите внимание на отверстие практически в центре старинного рисунка на стене. Однажды кто-то из «обитателей» штаба регионального отделения «Единой России», расположенного в этом здании в течение уже продолжительного времени, с помощью нерадивых мастеров «воткнул» кондиционер в самую середину старинной росписи. После возмущения общественности «кондёр» перевесили, но неприятный осадок остался до сих пор.
Торговый дом Роберта Эрта, как я уже говорила, просуществовал до Первой Мировой войны, до того момента, как владельца в начале Первой мировой заподозрили в шпионаже в пользу Германии.
Здание пережило косметический ремонт (близкий к капитальному), но старинная рекламная роспись до сих пор сохранилась. Радует тот факт, что эту стену не стали красить, и мы имеем возможность видеть (пусть уже не чётко) такие симпатичные паровички — локомобили. Чего не скажешь о доме, расположенном напротив. Только в прошлом месяце на его стене можно было видеть изображения Карлсона и Волка:
Но сейчас работяги, реставрировавшие дом, на котором были эти рисунки, просто закрасили их, лишив нас возможности улыбнуться, проходя мимо. Взгляните, какими яркими были рисунки несколько лет назад:
Помимо Карлсона и волка за листвой можно было с трудом разглядеть зайца (куда же волк без него), олимпийского мишку и бабочек. А теперь мы уже никого на этом доме не увидим.
Пойдём дальше по улице Советской до пересечения её улицей Провиантской (здесь до революции стояли продовольственные склады, отсюда и название). Когда-то на углу стоял двухэтажный старинный дом. Но однажды его было решено снести (чтобы построить очередную безликую многоэтажку), невзирая на желания горожан. После слома дома мы потеряли ещё один рисунок на стене, а именно, портрет девушки:
Нарисовал её саратовский художник Герман Майоров. Говорят, что девушка рисована с натуры, где-то живёт реальная модель.
Особенно «умиляет» баннер «ЕР», расположившийся практически возле снесённого (и новопостроенного) дома и неподалёку от архитектурного чуда Саратова – дома с кариатидами (когда-нибудь я и о нём расскажу), требующего капитального ремонта:
Про мусорные баки в центре города (на фото), к тому же расположенные через пару домов от штаба «ЕР», поминать не буду.
Но вернёмся к творчеству художника. Тем же Г. Майоровым был разрисован забор вдоль дома, где он жил:
А с некоторыми рисунками на этом заборе ему помогали дети:
У меня было ещё фото голубя, нарисованного сыном художника, но я не смогла его отыскать в своих архивах.
Самое главное, что забор этот стоит на месте по-прежнему, а вот рисунок на нём закрашен напрочь жёлтой краской и украшен штампованной рекламой типа «досуг» и «такси». Ведь одноцветность лучше смотрится, нежели рукотворная красота (сказано иронично).
Тот же Герман Майоров украсил одну из стен дома (со двора, кажется) на улице Радищева:
Фреска вроде бы ещё существует (по сведениям людей, которые проживают рядом), но она в ужасном состоянии.
На улице Провиантской, на стене дома № 15 оглядывается вокруг нарисованный дог (автор его Герман Майоров):
Настоящий охранник! Статный, красивый, преданный! Жаль, пёс целиком не виден теперь.
Было приятно, что на той же улице Провиантской, только на доме № 14, кто-то нарисовал очаровательного медвежонка с воздушным шариком в виде сердечка:
И пусть этот рисунок на стене очень личный (о чём говорит надпись под ним: «Юська, ты прелесть») и относительно молодой, зато он является украшением улицы и привлекает к себе внимание прохожих.
Кстати сказать, художник Герман Майоров оформил в своём стиле ресторанчик на улице Чапаева, неподалёку от улицы Советской:
Про внутреннее убранство ресторанчика сказать ничего не могу, поэтому покажу ещё один рисунок на стене слева от входа:
Не могу не рассказать и о ракетах, отправляющихся в дальний путь с детской площадки:
Ещё в моём детстве они были выкрашены то в зелёный, то в жёлтый цвет. Мы залазили в них, и по винтовым лесенкам поднимались на смотровую площадку, представляя, что мы уже на Луне или на какой-нибудь другой далёкой планете. Работники Детского парка в прошлом году покрасили ракеты серебристой краской, нарисовали на них разноцветные карандаши, слегка укрепили конструкцию. Но уже в этом году ракеты было решено снести (уж не знаю, по каким именно соображениям, но думаю, что из-за устаревания моделей и их травмоопасности) и водрузить на их месте становящийся уже нам привычным детский спортивный городок. Ещё одна потеря нашего города.
Хватит о потерях, не правда ли?!! Давайте поговорим о сохранённом. К примеру, об усадьбе купца Василия Аркадьевича Шишкина, крупного владельца недвижимости. Несмотря на свою занятость и деловитость, владелец сего дома интересовался искусством и даже сам любил писать натюрморты и волжские пейзажи.
Усадьба построена в 1912 году по проекту архитектора П. М. Зыбина (помните, я писала о нём немного и показывала его собственный дом с балконом в виде скрипичного ключа?). Отличительной особенностью дома стали решётки на балконах, причудливая округлая форма окна (его, к сожалению, не видно на фото) и изразцовые мозаики с рисунками ирисов, колышущихся на длинных стеблях под порывами неугомонного ветра.
Также уникальным, на мой взгляд, украшением нашего города Саратова является вот такое изображение «кирпичами» то ли льва, то ли пса:
А вот следующее «художество» на доме, стоящем на углу улиц Кузнечной и Октябрьской, мне не нравится, да и не старинное оно, просто давнишнее:
Зато мне очень понравилось то, как украшают при помощи граффити – рисунков в Ростове жилые дома и не только их. Об этом подробно рассказала и наглядно показала настоящие произведения искусства Галина Шефер. Я уже не раз заходила к ней, чтобы снова увидеть выпускающий пары паровоз, выезжающий из тоннеля, огромное дерево, шелестящее своей кроной вслед улетающим самолётам, берёзовую рощу с …. Ой, зачем же я вам рассказываю?!! Это лучше увидеть, поверьте мне на слово! Поэтому отправляйтесь к Галине на экскурсию!
А потом можете вернуться ко мне на блог и убедиться, что:
И в нём можно найти немало увлекательного, необыкновенного, мистического, старинного, красивого и прочее, прочее, прочее.
…
Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»
Когда мне было лет 11-12, мы жили недалеко от Саратова. Бывали там с мамой, но такой красоты я не помню. Почему-то в детских воспоминаниях осталось лишь кафе-мороженое…
Вот интересно, когда они кондиционер крепили, они слепые что ли были???
Юль, а где почитать про дом с балконом в виде скрипичного ключа?
Арина, у меня бабушка с дедушкой жили в центре, я там все достопримечательности знаю почти )) А кафе — мороженое я тоже помню. Одно из них так и осталось на том же месте, вот только мороженое стало совсем не такое, как было раньше ))
Когда крепили, может было пофиг?!! Другого объяснения нет. Ведь только вандал мог испортить такое!
Про балкон много споров. То ли скрипичный ключ, то ли замочная скважина, у каждого жителя своё мнение. Посмотреть можно здесь: http://ulchatka.ru/archives/2949
Какие у вас с городе прекрасные рисунки на стенах домов! Особенно понравились граффити (или фрески?) Германа Майорова! Это просто чудо!
И с огромной грустью прочитала рассказ о старых граффити. которых больше нет. За границей такое бы берегли от всяких покушений. Ну в крайнем случае можно было бы перенести на другое место, если совсем уж невозможно сохранить. Ведь это же настоящее искусство, а не похабные надписи на стенах. Они могли бы и туристов привлечь.
Если буду в Саратове — обязательно пройдусь по этим местам, посмотрю на то, что осталось.
Спасибо за очень интересный рассказ! Надеюсь, будет и продолжение.
Галин, работы художника — это фрески. Он в такой манере много лет работает. В столице даже его работы красуются, правда, в ресторанах.
У нас в городе не особо пекутся о старине, а ведь давно пора, столько уже потеряно ((
Будешь в Саратове, пройдёмся вместе )))
Конечно, буду рада с тобой пройтись по Саратову. ))
Вообще таким художникам надо деньги платить за украшение города. Или сделать хотя бы почётным гражданином. Ничего себе — такую красоту рисует. И ещё ведь наверняка за свой счёт, никто ему не заказывает, работу не оплачивает?
Я просто в восхищении! И так приятно, что есть такие люди.
У нас точно оплачивать не станут такой труд. Более того со следующего года за граффити станут наказывать рублём, потому что руководство считает, что нельзя так обращаться с пустым пространством. Но ведь рисунки рисункам рознь! Фрески Майорова украшают, а не портят вид! И ему никто не платил, я думаю.
Юль, скажи этому художнику — пусть к нам, в Ростов переезжает! =) У нас городская администрация поощряет граффити, конкурсы граффитистов проводят, места выделяют специально для их рисунков.
Это же глупость — не давать талантам красоту наводить! Лучше бы штрафовали тех, кто похабщину всякую на заборах пишет да объявлениями город увешивает, хотя сайты есть и газеты, куда бесплатно можно дать…
У нас в городе много талантов, их всех Ростов не вместит 🙂
Руководство нашего города всех под «пачкунов» подводит, талант, не талант, а как бардак вокруг был, так и остаётся ((
Мы с мужем когда то отдыхали в Евпотории и там была длинная стена, на которой были похожие рисунки. Это была настоящая красота. Интересно, если бы в городах разрешали таким талантам рисовать на стенах, это во-первых государству была бы такая экономия, а во-вторых на душе многих людей было бы веселее, глядя на такие красивые и яркие рисунки.
Было бы здорово!
injnnak, у нас тоже есть стены с рисунками, чаще детскими. Их позволяют разрисовывать под чутким руководством взрослых художников — учителей с предварительным согласованием эскизов, «где следует». Да и то к какой-нибудь весомой дате.
Юль, спасибо тебе огромное, что заметила, сохранила и показала эту уникальную красоту, ни в одном музее не увидишь такую экспозицию. Очень грустно, конечно, от такого отношения к этим работам, от того, что некоторые рисунки остались только на фотографиях. Но зато они были в жизни многих людей, добавляли в их жизнь яркие краски, поднимали настроение, как тот миллион алых роз из песни 😉
Юль, так уж я устроена )) Вижу, впечатляюсь, собираю информацию и рассказываю! Я люблю свой город, в нём столько всего необычного. Жаль только не всем нравятся эти необычности и их, чаще всего, сносят, портят, закрашивают ((
Рисунки хороши очень! Рядом с памятниками старины, таланта особенно нагло, бездарно-агрессивно выглядят все баннеры мира. Не перестает потрясать отношение властей к архитектуре вверенных им городов. *** (цензура) дремучие, *** (цензура) уличные- такую табличку можно было бы повесить на любом из горсоветов страны.
Lima, сейчас подобное встречается на каждом шагу, только успевай замечать и расстраиваться.