Петросян «Дом, в котором» и Мурашова «Класс коррекции» — книги о милосердии
Мириам Петросян «Дом, в котором» и Екатерина Мурашова «Класс коррекции». Эти произведения — книги о милосердии. Я прочла их с разницей в год. Но провела параллель между ними именно сейчас, когда меня осенило, что сюжет похож очень сильно. Только в книге Петросян страниц около тысячи, а Мурашова уложилась страниц в тридцать.
Речь в этих двух произведениях идёт о неполноценных детях, изгоях общества, ненужных людях (как сказали бы многие из моих коллег).
«Зачем вообще нужно допускать мучение таких детей, обречённых на жалкое существование, ведь будущего у них нет?» — это одна из фраз, которая врезалась мне в память после разговоров за чашкой чая. Помню даже свой резкий ответ: «Скажите это нашим паралимпийцам!»
Но вернёмся к тем книгам, о которых я решила сегодня написать свой отзыв.
Конечно, Екатерина Мурашова на протяжении своей повести не успевает показать каждого ребёнка из класса коррекции 7 «Е». И изложение прямо-таки фантастическое, но разве не о волшебной стране мечтают эти дети. Разве нет мыслей у Юры Малькова с диагнозом ДЦП о том, что здесь ему помочь ходить никто не сможет, а там, в «другом мире» — он и бегает, и прыгает.
Но мальчик находит в себе силы влиться в коллектив непростых одноклассников и даже завоевать авторитет.
Дети с физическими отклонениями, умственно отсталые дети заслуживают уважения. О них нельзя говорить, как об отбросах: «А что с них взять, у них родители – не спонсоры, у некоторых и семьи-то нет».
В книге Мириам Петросян «Дом, в котором» ситуация у «особенных» детей (а то, что они особенные, я ни капли не сомневаюсь) не лучше и не хуже (хотя тут и поспорить можно – их сдали в интернат родные люди и благополучно о них забыли).
В «доме» дети делятся на «комнаты». Живут по заведённому распорядку, спорят на одни и те же темы, воюют между собой, влюбляются.
И также, как у героев повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции», у них есть «Лес», куда они уходят, когда в реальности нет никаких сил задерживаться.
Знаете, я испытывала жалость ко всем этим детям, лишённых природой чего-то нужного, только на первых страницах данных книг. Потом я гордилась ими и восхищалась их целеустремлённостью, радовалась за маленькие победы и плакала над поражениями. Сопереживала, но не жалела. Объясню, почему жалость уступила место другим чувствам.
Со мною в классе (не помню, сразу с первого дня или позже) учился мальчик Даниил (с диагнозом ДЦП). Из всего нашего детского коллектива его жалели лишь немногие (и я в том числе). У одноклассников, да и у других детей, прямо приступы злобы начинались, стоило им только увидеть, как трудно, но упрямо поднимается Даниил по лестнице, ковыляет по коридору.
Мало кому приходила в голову мысль подойти, поговорить, взять у мальчишки портфель. Даже просто пройти рядом в качестве поддержки. Смешки, издёвки слышались со всех сторон. И мне сейчас стыдно, когда я пишу эти строки. Потому что я не уверена в том, что я не смеялась вместе со всеми хотя бы раз.
С Даниилом было очень интересно беседовать. Он много знал, всегда мог порекомендовать ту или иную литературу, превосходно играл в шахматы и музицировал. Приходя домой к этому мальчику, я видела, как он преображается, как открывается его душа. Он видел, что именно в этот миг он интересен гостю, может его удивить своими способностями.
Именно в эти минуты мне не было его жалко (так, как в коридорах школы или в классе, когда мы вынуждены были ждать, пока Даниил запишет то, что диктовал учитель), я понимала, что он гораздо выше нас по человеческим качествам, гораздо мудрее и жизнерадостнее, чем все мы, вместе взятые.
У Даниила был свой мир, в который он мог переноситься мысленно, отрешаясь от обстановки вокруг. И я жалею, что у него не было физической возможности переместиться в тот «Лес», о котором идёт речь у Мириам Петросян и Екатерины Мурашовой.
Да, книги «Дом, в котором» и «Класс коррекции» жестоки. Они показывают нам тот мир, в котором вынуждены жить эти «особенные» дети. Но одновременно с жестокостью, строки в них говорят о милосердии, о дружбе, о преодолении себя, о силе характера, даже о решении проблем.
Сюжеты обеих книг не располагают к светлым мыслям, поэтому элемент фантастики в них явно уместен.
Хорошо, что у ребят есть своё счастливое место!
Вот такой грустный отзыв о книгах у меня получился сегодня. Книги о милосердии, такие, как эти, рекомендовать рука не поднимается. К ним нужно прийти самим, чтобы прочесть и осмыслить.
А Вы читали произведения Мириам Петросян «Дом, в котором» и Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»? Каковы Ваши ощущения?
…
Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»
Ой, не дай Бог! бедные дети! Сколько вокруг них злобы и агрессии.А ведь они никого не обижают и не ущемляют. И от этого им сложнее вдвойне,а то втройне в этой жизни.
Кристина, всё так.. И от этого печальнее и горше..
…без комментариев…
Как странно…Мы так увлечены своими переживаниями, что для таких детей нет места в наших душах. Вот уж действительно: хочешь познать счастье, подумай о том, кто несчастен. У нас в университете тоже был парень с отклонениями (в детстве на него упал обломок бетонной плиты) и мне было не понятно — почему у моих одногрупников столько злобы и нетерпимости к нему? А ведь мы уже не были детьми.
В принципе, у всех нас есть свой «лес» — место, куда можно убежать от всех-всех бед. Разница лишь в том, что мы здоровы…
Ирина, мы очень часто не видим простых вещей, что уж говорить про особенных людей ((
Родные, сдавшие такого ребенка в интернат, совсем не обязательно о нем благополучно забывают. Недалеко от нас живет женщина, ее старший ребенок с диагнозом ДЦП находится в интернате, потому что у нее очень сложная финансовая ситуация и нет возможности сидеть с ним дома — нужно ездить на работу, чтобы прокормить семью и другого ребенка.
А вот жестокость у некоторых детей почему-то проявляется ко всем, кто отличается хоть в чем-то, даже совсем не обязательно это физические или умственные отклонения.
Юль, жестокость у детей сейчас явление более сильное, чем во времена моего детства. Всё-таки цели перед нами ставили общественные..
Из книг про которые Вы рассказали, я читала «Дом, в котором». Тронула она меня необычайно, эмоций вызвала море, но чувства жалости, также как и у Вас, среди этих эмоций не было.
За обзор спасибо, теперь поищу для прочтения «Класс коррекции».
Спасибо, Наталья, рада, что мой отзыв пригодился ))
Читала обе книги. Я сначала Мариам Петросян прочитала, а где-то через полгода Екатерину Мурашову. «Дом, в котором» поразил, удивил, заставил задуматься. «Класс коррекции» не произвел такого впечатления, но уход в лес, Табаки — да, есть небольшое сходство. Меня настолько удивила Мариам Петросян, что я стала искать похожие книги. В одной книжной сети мне посоветовали «Дом странных детей» Ренсома Риггза. Но нет — есть дом, есть дети, есть странности, но книги абсолютно разные.
Книгу «Дом странных детей» я тоже читала. Есть неуловимые оттенки совпадений, но всё же «Дом, в котором» — это совершенно иная книга. Хотя я и отправилась в книжный магазин, чтобы полистать книгу и найти фотографии «странных детей», описанные в книге.