Мнемоники — помощники нашей памяти

Мы уже второй год с младшенькой изучаем окружающий мир по школьному учебнику. Написан он слабо и нудно (честно сказать и с грубейшими ошибками). По этому учебнику запомнить все термины очень сложно. Поэтому меня безумно порадовал блог Златы Алон, на котором я обнаружила мнемоники, или, проще говоря, запоминалки всяких – разных терминов, правил, таблиц.
Например, как запомнить ребенку все цвета радуги, да еще и по порядку? Моя память подсказывает только одну фразу, которой меня учила моя бабушка: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» (К – красный цвет, О – оранжевый, Ж – жёлтый, З – зелёный, Г – голубой, С – синий, Ф – фиолетовый). Есть еще варианты: «Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь», «Кот Ослу, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки» и прочее.
В том же, нелюбимом нами, «Окружающем мире» авторы требуют, чтобы дети запомнили названия планет по порядку (как они расположены от Солнца): Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (Плутон перестали считать планетой). Вот нам и пригодилась следующая мнемоника: «Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный», «Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли»,
«Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун».

Про количество дней в каждом месяце года (до сих пор сама этим бабушкиным методом пользуюсь): сжать кулачок

и начать отсчитывать от крайней костяшки названия месяцев, то есть, январь – 31 день (косточка вверх смотрит), февраль – 28 (29) дней (ямка между косточками), март – 31 день (косточка смотрит вверх), апрель – 30 дней (ямка между соседними косточками) и т.д.

О переводе стрелок на часах на зимнее и летнее время 2 раза в год (по отношению к лету): Весной – Вперед, Осенью – Обратно.

Улыбнула запоминалка о последовательности цветов в нашем российском флаге (белый, синий, красный) – БоСяК.

С русским языком у нас тоже беда. Мы с трудом запоминаем всё, что изучаем. Например, глухие согласные. Выручает выражение: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!»
Или звонкие согласные. Для их запоминания выучили фразу: «ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й».
Или падежи (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный) – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» (спасибо моему учителю по русскому языку Якубовой Аде Николаевне, на всю жизнь запомнила я эту фразу).

На будущее нам зацепила с Блога Златы инфу про приставки, которые ВСЕГДА пишутся слитно со словом: «АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр».

И про правописание чередующихся гласных Е и И в корнях «бер» («бир»), «дер» («дир»), «мер» («мир»), «пер» («пир»), «тер» («тир»), «блест» («блист»), «жег» («жиг»), «стел» («стил»), «чет» («чит»),их можно запомнить с помощью следующего стишка:
«Если после корня — «А»,
В корне будет «И» всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И».

И про то, что после буквы «ж» нет мягкого знака в словах: «Уж замуж невтерпеж».

И про дефис: «Либо», «кое», «то», «нибудь» надо черточкой стянуть!»
«И при «таки», «кА», и «де» ставьте черточку везде!»
«Но в частицах «ЛИ», «ЖЕ», «БЫ» черточку не надо бы».

И как пишутся буквы «С» в слове «иСкуССтво». Нужно лишь представить, что едешь на трёхколесном велосипеде (впереди одно колесо, сзади два).

И про «чулки» и «носки» в родительном падеже: «носки – носкОВ» (они короткие, поэтому добавляем букву «В»), «чулки – чулОК» (они и без буквы «В» длинные).

И про «надеваю одежду, одеваю — Надежду».

И про «глаголы II спряжения»:
«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «ить»,
Исключая: «брить», «стелить»,
«Гнать», «держать», «дышать», «обидеть»,
«Видеть», «слышать», «ненавидеть»,
А еще «вертеть», «терпеть»,
И «зависеть», и «смотреть».
Вы запомните, друзья,
Их на «Е» слагать нельзя!»

И мнемоники по математике тоже мне пригодятся для моих девчонок.

Спасибо, Злата.


Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»



Tags: , , ,



Оставить Ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.