Как воспитывать детей без наказания? Часть 1.

Замечали ли Вы, родители, что реакция на наказание различных детей проявляется по-разному. Одни дети становятся излишне уступчивыми, другие – упрямыми, третьи – даже мстительными. В момент совершения наказания в голове ребёнка зреет мысль о реакции на родителя, который его наказывает. Так же, как и мы, взрослые, раздражаемся и чаще всего не можем контролировать ситуацию, дети явно не думают о последствиях своего поведения, и уж тем более об уроке, который им необходимо извлечь.
Чем же ещё грозит наказание детей в семье помимо подобных мыслей? Это и занижение чувства собственного достоинства; чувство обиды на человека, любовь которого ребёнок ставит теперь под сомнение; это утверждение в позиции «кто сильнее, тот и прав»; это поведение, диктуемое чувством страха; это недоверчивость и стремление впредь скрывать свои проступки, дабы не быть наказанным.
Задумывались ли Вы, взрослые, почему Вы наказываете своего ребёнка? Со зла, от обиды, желая отомстить или от беспомощности?
Сталкиваясь с плохим поведением ребёнка, мы порой не задумываемся о том, что он хочет донести до нас. В большинстве своём мы ребёнка в итоге запугиваем. Как воспитывать детей без наказания? Приведу пример.
Моя дочь очень часто вмешивается в разговор взрослых, перебивая не единожды. Я такое поведение не поощряю, но зато бабушка одобряет. Для взрослого человека норма, что её одергивают, отвлекают просьбами, требованиями сделать то-то и то-то. Бабушка либо игнорирует, но начинает злиться при этом, либо раздражается в тот же момент. При моих разговорах с мужем Светлана естественно не оставляет попыток вклиниться в беседу. Происходит это таким образом: войдя в комнату, ребёнок поднимает руку, а мы, заканчивая говорить друг с другом (заканчивая, а не останавливаясь мгновенно), начинаем беседу с ребёнком. Года три назад всё было по-другому. Дочь не хотела делить любовь мамы с мужчиной, который совсем недавно появился в её жизни. Как девочка привлекала мамино внимание? Брала что-нибудь недозволенное, разбивала или ломала что-либо из вещей, канючила, ныла, притворялась беспомощной и прочее.
Возникала ситуация, в которой ребёнок хотел одновременно быть любимым и являться центром внимания взрослых. А знаете, как просто определить цель такого поведения ребёнка? Тот ребёнок, который хочет привлечь внимание своим плохим поведением (а иногда и хорошим, если ребёнок «паинька»), вызывает раздражение. И реакцией взрослого человека будет негативное внимание. Какое – никакое, но всё же внимание. Как мы вышли из положения и раз и навсегда избавились от подобного привлечения внимания? Было трудно, но получилось.
Во-первых, как только дочь заходила в комнату и пыталась вмешаться в разговор взрослых, мы с мужем не обращали на это внимания: не встречались с ребёнком взглядом, не прерывали разговора, НО старались приобнять ребёнка, поправить прядку выбившихся волос, поглаживали спинку или руку, то есть давали понять девочке, что она любима в любом случае.
Во-вторых, мы общались (что совершенно естественно) с дочкой в другое время, особенно, когда она не требовала внимания к себе незамедлительно. Что тоже немаловажно, так как своим хорошим поведением мы закрепили то поведение, которое хотели бы видеть в своём ребёнке.
В-третьих, также можно в ситуации назревающего конфликта отвести ребёнка в другое место, дабы отвлечь его от навязчивой идеи, во что бы то ни стало привлечь Ваше внимание. Самое главное, ласково и без раздражения скажите своему ребёнку в том, что он сможет вернуться, когда успокоится.

………………….. Продолжение следует….

Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»



Tags: , , , , ,



10 комментариев к “Как воспитывать детей без наказания? Часть 1.”

  1. На будущее мне пригодится, ой не знаю откуда буду черпать терпение

  2. Алексей:

    Вот для меня этот аспект воспитания является настоящей загадкой, с одной стороны нельзя наказывать детей, особенно применять физическую силу, а с другой стороны если этого не делать они могут быть просто неуправляемыми

  3. Хм! 🙂
    Ну, без наказания порой ни как, но если наказание, должна быть сначала пояснительная часть, а затем временное ограждение от каких либо прелестей, дабы дать ребенку время и целеустремленную возможность подумать — о том, что изъяснялось в пояснительной части.

    Я считаю что силой, ребенок получает лишь моральное унижение и понимание своего бессилия. О чем думать ребенку после такого случая? Все мысли уносятся о том как с ним плохо обошлись…

    • Юльчатка:

      Марьян, всё верно. Спасибо за Ваше мнение.
      Естественно, о чём думать ребёнку, когда его лупят. Он испуган страшно.
      Меня в детстве не пороли, а вот сестре доставалось частенько. Так вот сейчас, много лет спустя она рассказывает о своих ощущениях с горечью и обидой.

  4. Юлия, спасибо за статью, дочка пошла в садик и требует теперь к себе больше внимания от всей семьи, причем различными методами, подбирает что будет действовать а что нет!

Оставить Ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.