Цифры разные считать: умножать иль вычитать? Мучат в школе, мучат в школе наших деток!
Юльчатка приветствует Вас в своём блоге! Мира Вам и любви!
Напомню, что моя дочь Светлана учится во втором классе. Программа, точнее её составители, озадачивают нас порой заданиями. К примеру, такими:
1. Продолжите предложения: «Родная сторона — …., а чужая — ….», «Новое дело лучше …. безделья», «Платье хорошо …., а друг ….», «…. слово лечит, а злое — ….». С некоторыми, вроде: «родная сторона – мать, а чужая – мачеха», «новое дело лучше большого безделья», «доброе слово лечит, а злое – калечит», мы справились легко, а вот над «платье хорошо …., а друг ….» мы призадумались. Перебрав несколько вариантов методом смыслового подбора, пришли к выводу, что эта фраза звучит так: «Друг лучше старый, а платье новое» или «платье хорошо новое, а друг старый».
2. Задача: «Таня начертила две прямые линии. На одной из них она отметила 3 точки, а на другой – 5 точек. Всего было отмечено 7 точек. Как она это сделала?» Ответ:
две прямые пересекаются, а одна точка является точкой их пересечения. Всего 7 точек на двух прямых.
3. Задача: «Сестре и брату вместе 20 лет, причём брат на 2 года старше сестры. Сколько лет брату и сестре?» Ответ: 11 и 9 лет. Объяснить письменно у нас не получилось, но ребёнок понял.
4. Задача: «В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между 5 детьми, чтобы каждый получил по 1 яблоку, и чтобы 1 яблоко осталось в корзине?» Ответ: отдать одному ребёнку яблоко вместе с корзиной.
5. Задача: «На листе бумаги записано число 686. Как, не выполняя никаких записей и вычислений, получить число, большее данного на 303?» Правильный ответ: «перевернуть лист бумаги вверх ногами», но учитель потребовал, чтобы ответ был записан в тетради в математическом виде, поэтому ребёнку пришлось написать обе цифры 6 наоборот, чтобы получилось число 989.
6. Задача: «Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть посередине лестницы? Какая ступенька будет средней у лестницы в 20 ступенек?» Ответ: середина лестницы из 15 ступенек придётся на 8 ступеньку, как сверху, так и снизу. А вот у лесенки с 20 ступенями середины быть не может, так как число ступенек чётное.
7. Задача: «Высота сосны 20 метров. По ней ползёт улитка, каждый день поднимаясь на 2 метра вверх и каждую ночь опускаясь на 1 метр вниз. За сколько дней улитка поднимется на вершину сосны?» Мне кажется, что за 19 дней. Муж считает, что за 20 дней. А как думаете вы?
8. Задача: «Тыква весит 2 кг и ещё половину такой же тыквы. Сколько весят 2 такие тыквы?» Ответ: нам нужно найти «сколько весят 2 «такие» тыквы?» (слово «такие» ключевое). Итак, 4 кг, вывод логический, и абсолютно не математический.
9. Задача: «У муравья столько же сестёр, сколько и братьев, а у его сестры в 2 раза меньше сестёр, чем братьев. Сколько братьев и сестёр в этой муравьиной семье?» Ответ: вначале я считала, что «всего детей – муравьёв трое: из них 1 сестра и 2 брата». Но, хорошенько подумав, решила, что «муравьёв — 7: из них 3 сестры и 4 брата».
10. Задача: «У меня две монеты. В сумме они составляют 15 копеек, одна из них не 5 копеек. Какие это монеты?» Ответ: раз одна монета не 5 копеек, значит, другая монета вполне может быть достоинством в 5 копеек. Значит, 10 и 5 копеек.
А ещё мне очень нравятся задачи, которые придумала (наверное) наша учительница.
Например:
1. «За 2 одинаковые шапки уплатили 140 000 рублей. Сколько стоят 5 таких же шапок?» — цифирьки явно не деноминированные, да и сложноваты для подсчёта школьникам, которые только проходят сложение и вычитание до 1 000, а деления ещё и в глаза не видали 🙂
2. «Храбрый милиционер Вася Рогов задерживал Толю с Володей за нарушение правил дорожного движения 5 раз, а кота Штуцера в 7 раз больше. Сколько раз кот подвергался приводам в милицию?» Эта задача просто перл! 😀
А в начале нашего второго года обучения мы искали «АНТОНИМЫ К СЛОВАМ, ИХ НЕ ИМЕЮЩИМ»
Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»
Мне кажется, логичнее звучит «Новое дело лучше старого безделья», ведь это задание на антонимы, как я понимаю. Детские задачи трудно решать взрослым, у нас уже в голове сложились схемы, от которых трудно отойти (например, решать задачи не через подстановку икса, а подбором или другим методом).
Марика, действительно так лучше звучит, спасибо 🙂 А насчёт схем хочу сказать так. Я задачи решаю одним махом, представляя известные и неизвестные, так нас учили в школе. Сейчас детям предлагают на выбор: либо условие записывать по старинке (что оказывается совсем неудобно :)), либо чертить графики и схемы (то, что надо :))
Юля, у меня мама математик, работает только в 10-11 классах, им на каком-то очередном собрании математиков дали задачу из начальной школы: столбик с трехзначными цифрами, надо найти лишние. Математики наивно пытались просчитать закономерность, а лишними оказались цифры, в которых не было кружочков ))
Марика, представляю! Я сегодня нашему куратору пару задачек подкинула, он на час загрузился 🙂
Штуцер — это дальний родственник кота Шредера, наверное? 🙂 У нас в 4-м классе редко такие задачи с приколом попадаются — хоть и основательно переработали программу, но все же, она не настолько инновационная. А вот неполное условие или ошибка в условии — встречается.
Идущий, чего не знаю, того не знаю 🙂 А вот то, что мы по программе 4-го класса задачки решаем меня настораживает, что же будет дальше 🙂
Юльчатка, как я понимаю Ваши переживания по поводу школы! У меня дочка на год старше Вашей. Я тоже периодически выкладываю всплески-взрывы своего отношения к этому институту муниципального среднего образования. Школа — боль моя и Ваша :).
Вы можете определить корень в слове «гостиница»? Я тоже раньше думала, что могу, и определяла — «Гост», образовано от слова «гость». А наша учительница требует пользоваться морфемным словарём Н.А.Тихонова, у которого корень этого слова — «гостиниц».
Елена, с гостиницей действительно путаница какая-то, я то наивная тоже полагала, что у этого слова корень «гост», оказывается всё намного проще 🙂
Я уже писала о нашем «великом и могучем», точнее о том, что с ним делают. Прочесть можно здесь: http://ulchatka.ru/archives/440
В задаче 8 правильный ответ — 8 кг.
Объясняю:
«Тыква весит 2 кг и ещё половину такой же тыквы.» Так как половин две и они одинаковые, то из утверждения следует, что половина тыквы весит 2 кг, а вся тыква — 4 кг. Значит, две тыквы весят 8 кг.
Андрей, готова с Вами поспорить. В условии чётко сказано: тыква весит 2 кг. Про половину тыквы — это отвлекающий манёвр составителя задачи. Поэтому наше решение является верным. К тому же эта тема пройдена нами давно и оценена учителем.
В таком случае у меня плохие новости для учителя, так как вес «такой тыквы» указан прямо: 2кг и ещё половина «такой тыквы». В противном случае у первого предложения условия появляются определённые проблемы со смыслом.
В задаче 6 про лестницу:
«Какая ступенька будет средней у лестницы в 20 ступенек?»
Средняя ступенька — 10. Чтобы понять нужно нарисовать хотябы две ступеньки. Тогда будет понятно, что есть еще «земля». Поэтому, в случае лестницы из 2-х ступенек средней будет первая, а из 20-ти — десятая.
«Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть посередине лестницы? » Ответ — на 7ую ступеньку, т.к. с учётом «земли» ваши ноги будут посередине.
Просто нарисуйте!
Андрей, представьте себе ребёнка — первоклашку. Он нарисовал домик, к нему лесенку и начинает населять дом жильцами. Понятно, что подниматься они будут с «земли», но отсчёт пойдёт именно с первой ступеньки. Мне известен «конфликт» между нулём и единицей, но поверьте, к начальной школе он отношения не имеет. Посему всё решено правильно нами и «пятёрка» красуется в тетради дочки ))))))
5. Задача: «На листе бумаги записано число 686. Как, не выполняя никаких записей и вычислений, получить число, большее данного на 303?» Ответ: написать обе цифры 6 наоборот, чтобы получилось число 989.
вам не кажется, что ответ противоречит условию, где вам запрещено записывать, что-либо?
Я думаю, правильный ответ: Перевернуть листок.
8. Задача: «Тыква весит 2 кг и ещё половину такой же тыквы. Сколько весят 2 такие тыквы?» Ответ: нам нужно найти «сколько весят 2 «такие» тыквы?» (слово «такие» ключевое). Итак, 4 кг, вывод логический, и абсолютно не математический.
Расскажите, как вы поняли ключевое слово, что оно значит?
По-моему ответ 8 кг, логически и математически))
Алексей, по поводу пятой задачи: учитель у нас не любит размышлений типа «перевернуть листок» в школьной тетради, поэтому дочка и записала число.
По поводу задачи №8: в условии чётко сказано, что тыква весит 2 кг.
Как вариант: если высчитать половину тыквы, то получится 1 кг. Значит, 2 + 1 = 3. Но тогда при делении тыквы весом в 3 кг получается, что половина её весит 1,5 кг. Что само по себе не верно.
Другой вариант: вес одной тыквы нам неизвестен, поэтому принимаем его за «Х». Значит,
х = 2кг + (х/2) кг
2х = 4 + х
2х — х = 4
х = 4
То есть, вес одной тыквы равен 4 кг. Соответственно, вес двух тыкв равен 8 кг (мы даже рисунок рисовали — на одной чаше весов целая тыква, на другой чаше весов гирька в 2 кг и половинка тыквы).
Но данная задача пройдена нами в прошлом году, учитель забраковал у половины класса ответы 6 кг и 8 кг. Наш ответ 4 кг оказался верным. Спасибо за Ваше мнение )))