Блог Юльчатки » Вечер прошел в поисках антонимов к словам, их не имеющих

Вечер прошел в поисках антонимов к словам, их не имеющих

Вечер прошел в поисках антонимов к словам, их не имеющих. Так озадачила нас сегодня наша учительница. Точнее не она, а учебник по русскому языку А. В. Поляковой (моя дочь второклассница учится по системе Занкова). Итак, задание. В упражнении 19 требуется подобрать антонимы к словам: алфавит, абзац, книжка, ученик, азбука, школьник, красная строка, книга.

Помучившись размышлениями продолжительное время, я все-таки решила обратиться к различным словарям русского языка, и вот что обнаружила.
Многие внешне похожие на антонимы слова не обозначают действительной противоположности. А значит не имеют антонимов. Например, слова: книга, телефон, часы, карандаш, велосипед и т.п. Антонимов к словам «алфавит» и «азбука» не существует. Так как в русском языке есть такое правило: «слова, которые обозначают конкретные предметы, обычно не имеют антонимов». Но алфавит представляет собой определенный порядок расположения букв. Следовательно, можно предположить, что антонимами к слову «алфавит» являются такие слова, как беспорядок, путаница, ералаш, неразбериха и иже с ними.
Абзац – это термин, а, следовательно, ни антонима, ни синонима не имеет. Но в буквальном смысле абзац означает отступ. Соответственно, отступ – выступ.
Ученик – учитель.
Школьник – дошкольник.
Разобраться во всем этом мне как всегда помог словарь русского языка С. И. Ожегова, мои знания предмета (низкий поклон моей учительнице Аде Николаевне Якубовой) и бескрайняя сеть интернет, а конкретно сайт РУССКАЯ АНТОНИМИЯ
И ЕЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Надеюсь, что мой словотреп помог малышам – второклассникам и их несчастным родителям.


Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»




Tags: , , ,



4 комментария к “Вечер прошел в поисках антонимов к словам, их не имеющих”

  1. admin:

    А по поводу второго пункта в этом упражнении: «подбери к данным словам антонимы и запиши их» можно сказать следующее. Непонятно к каким всё-таки словам, то ли к перечисленным в пункте первом, то ли указанным ниже. Например: «согласный (звук) — гласный (звук)», «мягкий (звук) — твердый (звук)», «прописная (буква) — строчная (печатная) (буква)», «ударный (слог) — безударный (слог)». В общем, как умеете, так и разбирайтесь, как хотите, так и записывайте. Удачи Вам и Вашим детям.

  2. Эдуард:

    В упражнении 19, пункт 1 требуется подобрать из имеющихся слов СИНОНИМЫ : алфавит, абзац, книжка, ученик, азбука, школьник, красная строка, книга.
    (Кстати , слова книга и книжка не являются синонимами)
    А в пункте 2, подобрать к данным словам антонимы и записать их: “Согласный (звук) – гласный (звук)”, “мягкий (звук) – твердый (звук)”, “прописная (буква) – строчная (печатная) (буква)”, “ударный (слог) – безударный (слог)
    =)

  3. лизунчик))):

    м-да….. можно только посочувствовать детям и родителям

  4. ромка=**:

    Я бы этим авторам учебников надавал по ушам *PARDON*

Оставить Ответ