Блог Юльчатки » Детям о Победе что нам рассказать?!

Детям о Победе что нам рассказать?!

Детям о Победе Георгий Никитович Леонов

В нашей школе готовят классные часы, посвящённые Великой Отечественной Войне, придумывают презентации, ищут стихи, договариваются о встрече с ветеранами. Это хорошо, но недостаточно. Потому что детям о Победе нужно говорить чаще, а не только в преддверии праздника. Думаю, у большинства из нас есть семейные рассказы о родственниках, воевавших за Отечество. А если не о ком вспомнить, можно посмотреть старые советские фильмы, почитать книги о ВОВ, поговорить с соседом – ветераном (и подарить ему, сделанную вами открытку).

Моя дочь не сильно интересуется темой войны, но даже её душу тревожат рассказы из моей любимой книги из детства. Сегодня я приведу из неё четыре рассказа, они небольшие, но их содержание невероятно ёмкое. Надеюсь, что и вы, и ваши детки прочувствуете то, от чего слёзы наворачиваются на глаза, а дыхание затаивается от горя.


Георгий Никитович Леонов «Суд идёт».

Руки хирурга извлекли её. И вот она, маленькая, сплющенная, ещё тёплая, покорно лежит на ладони. Увидели её люди и решили: «Будем судить».
- Имя?
- Пуля.
- Где родилась?
- В Германии, на заводе Круппа.
- Когда убила человека?
- На рассвете, как только началась война. Но… прошу учесть: меня ствол направил.
- А ты, ствол, признаёшь себя виновным?
- Да, признаю. Но со мной был курок.
- Курок, подтверждаешь ли ты это?
- Конечно. Хоть я тоже не по своей воле. На меня нажали….
Суд продолжается….


Георгий Никитович Леонов «Поэзия и проза».

У быстрой речки Ловати шумят юные берёзки. Рядом – низенький деревянный обелиск, с аккуратно вырезанной жестяной звёздочкой наверху:
«НИКОЛАЙ ЗВЕРЕВ»
На потускневшей фотографии ещё совсем ребёнок: чуть вздёрнутый нос, пухлые губы, пытливый взгляд, взъерошенные волосы. Ниже стихи. Видимо, одноклассник сочинил:
«Он забежал домой лишь на минутку.
Мать всё узнала по его глазам.
- А ты, сынок, не спал и эти сутки.
- Теперь я, мама, партизан.
И он опять ушёл к знакомой школе,
Оттуда нёсся пулемётный лай.
И не было в помине больше Коли,
Был русский воин Зверев Николай.
1926 – 1941».

Вот так. 15 лет было Коле.
И надо же – ирония судьбы! – по соседству другая могила. На ней глыба чёрного мрамора с жёлтым крестом в рост человека и тоже с надписью, но позолоченной: «Тут покоится прах купца первой гильдии….»
И дата: «1801 – 1901».
Эпитафию заключают слова: «Вот и всё».
И это за целое столетие.


Георгий Никитович Леонов «Всем, кто жив».

Смоленщина родная моя! Вперемежку безбрежье лесное с глубокими, чистыми, как родники, озёрами. И пепелища городов и деревень, слёзы и горе моих земляков, только что вызволенных от фашистов.
К исходу мая 1943 года, когда смоленская земля опять народила зелёные буйные травы, с группой фронтовиков возвращался я из тылового госпиталя в часть. Огненный шар солнца висел над самой головой: припекало. В такую пору хорошо бы в пахучую прохладу лужайки, поближе к лесной опушке. Не сговариваясь, будто по команде, мы свернули с пыльной дороги.
- Ой, глядите! – вскрикнул краснощёкий Петя Одинцов. Он изумлённо уставился на лес, приговаривая: – Какой странный….
Деревья, как и люди, бывают молодые и старые, красивые и уродливые, здоровые и больные. Наверно, у каждого человека есть любимое дерево. У меня – это тонкая, белокорая берёза. Её не спутаешь с другими: наша она, своя, русская. Я родился и вырос в деревне, за крайним домом которой начиналась берёзовая роща. Каждую из берёз я знал так же, как хороший пастух знает животных в большом стаде. На моих глазах поднимались они к стальному небу, на моих глазах старились….
Мы прибавили шагу. Встретила нас беспорядочная толпа совершенно голых, без коры деревьев. Нет, это была не толпа, не рощица, а скорее лагерь, кладбище деревьев за колючей в три ряда проволокой. По обезображенным скелетам невозможно было определить породу леса. И как бы справляя поминки, одиноко и печально посвистывал меж ними ветер.
Среди нас оказался лесник: усатый, с бритой головой. Он был немолод, за сорок, и потому мы, юнцы, звали его по имени и отчеству – Тимофей Макарыч, а за глаза – Усач.
Пока мы судили да рядили, Макарыч сбросил вещевой мешок, снял кирзовые сапоги, и, смачно покряхтывая, вскарабкался на макушку высокого дерева. Наконец он спустился оттуда с небольшим кружочком бересты в кармане.
- А фрицам тут здорово досталось, – проговорил с видом бывалого солдата Петя Одинцов. – Сразу видно: «катюша» поработала.
Усач не ответил: он стал ещё угрюмее. Долго, внимательно рассматривал нивесть как уцелевший лоскут бересты, а потом к удивлению всех нас проговорил:
- Нет, парень, снаряды тут ни при чём.
Высоко поднимая коричневую пыль (на солнце она, как дымовая завеса), вдали показалась юркая полуторка. Мы кинулись ей наперерез. И вдруг передний, Одинцов, будто споткнулся. На старом сгорбившемся дереве с жалкими остатками бересты у вершины была прибита выструганная на скорую руку дощечка. На ней надпись, сделанная химическим карандашом:
«Прохожий, остановись!
Взгляни и запомни. Сюда фашисты согнали жителей Рыжкова, Заполья и других окрестных деревень…. Спасаясь от голодной смерти, женщины, старики и дети съели всю кору….»
Живые, вы не забудете этого.


Георгий Никитович Леонов «Вырастут сыновья».

Реактивный самолёт выписывал в чистом небе замысловатые фигуры. Увидел это старший сын, восхитился:
- Красиво рисует! Вот бы мне так….
Я подумал: лётчиком он будет или художником?
- А кем ты хочешь стать? – спросил я младшего.
- Командиром дивизии или командиром полка! – отчеканил он. – Ты только скажи, папа, кто из них старше?
Как хотелось бы отцу: вырастут сыновья, а на земле уже нет ни полков, ни дивизий.
Мир старше войны.

Детям о Победе Георгий Никитович Леонов


Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости НАЖАВ СЮДА


Похожие записи



Tags: , ,



28 Комментариев к “Детям о Победе что нам рассказать?!”

  1. Очень трудно сегодня говорить с детьми о войне на фоне того, что они видят вокруг, и как показывают войну в современных фильмах. Наверное, важно правильно подобрать рассказы для чтения и почитать вместе, поговорив о людях своего рода. Мало у кого в семье нет ни одного фронтовика, но не многие дети что-то о них знают. Праздник стал очень формальным, а надо чтобы дети прочувствовали: без подвига их предков их самих просто могло не быть на свете.

    • Юльчатка пишет:

      Да, Светлана, трудно. У дочки подруги в детсаду праздник состоялся. Дети пели военные песни, читали стихи о войне, и было видно, что для них это просто песни и стихи.
      В нашей семье есть, о ком рассказать, но вся информация скомкана, словно это тайна за семью печатями.

      • Информацию можно собрать, оформить и сохранить, чтобы и дочка могла нести эту память до своих детей и внуков. К сожалению, о многом уже просто некого расспрашивать.
        Я писала на своем блоге в рамках эстафеты материал “Урок памяти” с предложением, как можно оформить воспоминания. Посмотрите. Кстати, там в комментариях Олли выкладывала замечательное стихотворение.

        • Юльчатка пишет:

          Светлана, я собираю по крупицам информацию о своих близких, и записываю в тетрадь, чтобы потом оформить. Но отчего-то мои родители не хотят делиться воспоминаниями, а бабушек и дедушек моих давно нет в живых.
          Я обязательно загляну к Вам на блог, поскольку идея сохранения памяти уже не раз посещала меня. Я храню фотографии, которым уже больше 100 лет.

  2. Ох, Юлечка, спасибо тебе за эту подборку. Знаешь, будучи девочкой, я никогда не понимала, почему День Победы – это “праздник со слезами на глазах”. А теперь понимаю, реву каждое 9 мая и так, когда речь заходит о войне. Когда мне было 17 лет, я отправилась гулять по парку рядом с дачей. В глубине, среди деревьев я наткнулась на маленькую братскую могилу. И сама не знаю почему, начала читать имена, фамили, даты. На глаза накатились слезы, почти всем солдатам, лежавшим в этой могиле было 17-19 лет. Почти мои ровесники положили свои жизни за спасение нашего города. А вот дети мои пока не понимают, что такое этот великий день. Но надеюсь, со временем я до них смогу донести его важность.

    • Юльчатка пишет:

      Лена, прекрасно понимаю тебя, сама реву, лишь только речь заходит о войне. До дочки пытаюсь достучаться, но пока слабо получается.
      Спасибо, что поделилась своей историей )) Надеюсь, что детки прочтут и внемлют рассказам..

  3. Danet пишет:

    Вы делаете большое и важное дело, в память о павших и с надеждой на лучшее. Когда-нибудь придет осознание, что отрицая свою связь с прошлым, обрубая корни, мы теряем будущее.

    • Юльчатка пишет:

      Спасибо )) Когда-нибудь.. Вероятно, но сомнений много.
      P.S. сегодня показали ветеранов, доживающих свой век в доме престарелых. Очевидно, только перед праздником им и наносят визиты..

      • Danet пишет:

        Вчера у Малахова в сюжете было пострашнее. Условия, в которых доживают жизнь старики, это страшный позор. И эти сюжеты, и этих стариков видят дети. Это никак не способствует воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

        • Юльчатка пишет:

          Я не могу без содрогания смотреть на то, что происходит в передаче у Малахова, это выше моих сил. Давно поставила крест на подобного рода трансляциях горя, глупости, хамства, снобизма.
          Но я представляю, ЧТО было показано и сказано. Стыдно…

  4. Елена (Ms Legko) пишет:

    Прочитала ещё утром, и даже комментарий написала. БАААА-льшущий. Но провайдер, поросёнок, отключил Инет. Так что большой комментарий жди отдельным “вложением”, а сейчас:

    Огромное спасибо! Рассказы просто замечательные. А уж для ребёнка это просто самое то!
    Что же касается детей, памяти. Всему своё время. И проймёт ещё, и поймут, и содрогнутся, и поклонятся до земли…

    • Юльчатка пишет:

      Леночка, представляю, как ты подробно написала, но поросята – пакостники )) Жду.
      Спасибо, что обнадёживаешь, наверное, действительно, не всё потеряно..

  5. Кристина пишет:

    Как бы хотелось, с одной стороны, чтобы не было необходимости ни в какой армии. Но глядя на сегодняшний парад такая гордость берет за страну и за ее защитников.

    • Юльчатка пишет:

      Кристина, армия пусть будет, для воспитания мужчин, а вот войн не надо..

  6. Надежда пишет:

    Да, сейчас другие времена! Большинство современных детей вообще книг не читают! Прочитала эти короткие рассказы о войне и тоже вспомнила свои любимые книги о войне про Гулю Королеву “Четвертая высота” и “Повесть о сыне” об Олеге Кошевом.
    Пусть никогда это не повторится!

    • Юльчатка пишет:

      Да, Надежда, повторения не хочется совершенно. А из моих любимых могу назвать “Саша Чекалин” и “Александр Матросов”. Современные дети вряд ли знают про них ((

  7. Мне кажется, День Победы сейчас превратился в какой-то торговый знак. Парады, венки, подарки ветеранам, салют. А что на самом деле? О большинстве ветеранов вспоминают только в майские дни. Страна в разрухе. Историю переписывают так, как угодно властям. И, спрашивается, чем гордиться, а? То, что другие жертвовали своей жизнью, а потомки пр***ли страну? То, что в той же Германии все восстановили, а у нас до сих пор многое в руинах?

    • Юльчатка пишет:

      Показуха да и только.. Про историю перевираемую я молчу.. Увидела на днях сюжет о фронтовиках – блоггерах, которые торопятся рассказать всё, как было, как они видели войну. К сожалению, не услышала, как звучат их ники в ЖЖ, опоздала ((

  8. izvozshik пишет:

    Детям очень важно рассказывать о прошлой войне – то была война не правительств, а действительно народа. Мне лично горько слышать, что понятие ” Великая отечественная война” все чаще заменяется на термин 2-я мировая. А подвиг русского народа стирается в памяти людей…
    …(извини, что давно не заглядывал – глюк компа:при загрузке твоего блога он почему-то зависал на посте 23 февраля, а я все удивлялся, что ты надолго пропала…) :(

    • Юльчатка пишет:

      Серёж, только представь, что дальше будет. Ветераны последние уйдут и чиновники начнут забивать на память людскую. У нас, например, парад перенесли на Соколовую гору (чтоб наверняка поменьше людей пришло), а на центральной площади демонстрируют ретро-автомобили.
      P.S. оказывается и так бывает )) я стараюсь не задерживаться в одном месяце надолго ))

  9. Людмила пишет:

    Наша родительская обязанность – говорить, читать, показывать фильмы о войне. Дети должны знать, что своим счастливым детством не в последнюю очередь обязаны тем, кто воевал, страдал и голодал на той страшной войне.

    • Юльчатка пишет:

      Людмила, рассказывать – да, но наши рассказы не всегда детям в уши ((
      На прошлой неделе специально просмотрела программу передач, расстроилась только. Все хорошие фильмы задвинули на позднее время..

  10. Иришка пишет:

    У нас тоже проводились классные часы и постоянно приходили дедушки одноклассников или бабушки и рассказывали про войну. Я слушала и мурашки по коже бегали, как не просто воспринимать такую информацию и верить в происходящее.
    Одного хочется, чтобы мои дети(да и все нынешнее поколение) помнило про эту войну и знали, как за них воевали наши деды.

    • Юльчатка пишет:

      У нас мурашки бегали, а у современных детей и глаз не дёрнется, слушая рассказы из первых уст. Сужу по нашим мальчишкам, которые ведут себя безобразно, когда ветераны приходят..

  11. дети и война тема отдельная. так приятно наблюдать,когда на площади победы детки с тюльпанами подходят к ветеранам, улыбаются, цветы дарят, что то спрашивают. детям обязатеьлно надо рассказывать историю. ведь, как известно, без прошлого нет будущего.

    • Юльчатка пишет:

      Татьяна, дети чаще по наводке идут цветы дарить, надо и всё. Мало, кто из детей знает о войне и о победе..

  12. Алевтина пишет:

    Нельзя забывать подвиги своих предков и оценивать их правильно. Пусть даже некоторые вещи оценивают по другому не так как в 45-ом. Главное я считаю осуждать не надо, а учить детей правильно понимать историю и ценить то что ветераны добыли мирную жизнь.

    • Юльчатка пишет:

      Алевтина, Вы правы, родителям с детьми на эту тему надо больше разговаривать, потому что в школе иное видение предмета.

Оставить Ответ