Блог Юльчатки » Картинные книги – историческая ценность

Картинные книги – историческая ценность

Мне не довелось пока побывать в крупных музеях мира лично (только виртуально), где я могла бы увидеть картины, изображающие Екатерину II в короне и мантии из горностая, Кутузова верхом на разгорячённом коне и другие «парадные» портреты, создаваемые на заказ, дабы показать величие монархов, мудрость мировых учёных, храбрость известных полководцев. Зато у меня появилась возможность рассмотреть в подробностях «картинные книги», в которых скрываются камерные портреты известных людей, занимающихся своими повседневными делами. Портреты ни велики, ни малы (как, например, миниатюры одного уникального мастера), но они позволяют увидеть мысли, эмоции, чувства изображённых на них людей.

Утро помещика. Акварель Е. Потанина

Утро помещика. Акварель Е. Потанина

Камерные портреты всегда служили напоминанием об ушедших близких, воскрешали в памяти черты друзей.
Даже, когда путешественники отправлялись в дальний путь, они могли взять такие портреты в дорогу. К примеру, в 1827 году Пушкин А. С. Подарил свой портрет приятелю Соболевскому С. А., но он был большого размера, поэтому получатель подарка заказал А. П. Елагиной (художнице) уменьшенную копию изображения. Её-то и брал с собой в дорогу Соболевский С. А., а путешествовал он много.

Пушкин, шагающий по Невскому проспекту. Рисунок Н. В. Кузьмина. 1930-е годы

Пушкин, шагающий по Невскому проспекту. Рисунок Н. В. Кузьмина. 1930-е годы

Вообще, акварельные портреты вставляли в кожаные или бархатные футляры, чтобы в гостинице их можно было достать из саквояжа и почувствовать себя снова в кругу друзей и близких.
Фотография вошла в нашу жизнь в начале 20 века, а до этого времени использовались «дорожные альбомы» в кожаном или холщовом переплёте с петелькой для карандаша.

«Едет господин из Саратова в другую усадьбу». Акварель Т. И. Енгалычева. Конец XVIIIв.

«Едет господин из Саратова в другую усадьбу». Акварель Т. И. Енгалычева. Конец XVIIIв.

Их страницы заполнялись пейзажами, видами городов, портретами и уличными сценками. Такие альбомы исполняли роль памятных книжек.

Церковь. Акварель Т. И. Енгалычева. Конец XVIII в.

Церковь. Акварель Т. И. Енгалычева. Конец XVIII в.

Помимо дорожных альбомов были популярны также «домашние альбомы». В «Евгении Онегине» упоминался такой, он «был исписан, изрисован рукой Онегина кругом». Именно домашние альбомы хранят во многих семьях, их редко встретишь в больших музеях, потому что рисунки выгорят через некоторое время и тогда уже никто не сможет увидеть всей красоты. Кроме частных коллекций, альбомы хранятся в запасниках музеев в высоких шкафах, похожих на старинную библиотеку.

Интерьер. Акварель из альбома Трубецких. 1820-е годы

Интерьер. Акварель из альбома Трубецких. 1820-е годы

Обычай вести и хранить «домашние альбомы» зародился в Германии, потом его подхватила Франция, и во второй половине 18 века он добрался и до России.
В домашних альбомах, или как их ещё называли, картинных книгах, высшая знать хранила изображения гербов и семейных родословных:

Герб рода Хрущовых. Акварель из альбома Хрущёвых. 1810-е годы

Герб рода Хрущовых. Акварель из альбома Хрущёвых. 1810-е годы

Чины пониже – изображения достопримечательностей и занимательных эпизодов, интересных владельцу:

Крестьянская изба. Акварель Т. И. Енгалычева. Конец XVIII в.

Крестьянская изба. Акварель Т. И. Енгалычева. Конец XVIII в.

В 19 веке в домашние альбомы, представляющие собой теперь небольшие книжки в вышитых (или кожаных) переплётах с разноцветными листочками, записывали стихи и сопровождающие их рисунки. Между страничками вкладывали (и засушивали) цветы, травинки, обёртки от конфет, и даже локоны, срезанные «на память». В гостиных, собирающих на званые вечера поэтов и писателей, лежали «картинные книги» для автографов и комплиментов творчеству, рисунков известных художников и дилетантов.

Фонарщик. Акварель из альбома неизвестного художника. 1830-е годы

Фонарщик. Акварель из альбома неизвестного художника. 1830-е годы

Барышни в своих ридикюлях носили миниатюрные альбомчики, часто в переплёте из синего или красного сафьяна, с золотистым тиснением и бронзовой застёжкой в виде сердечка. Содержание таких «личных альбомов» было незамысловатым: дружеские послания от одной девицы к другой, рисунки ангелочков, подарочные картины — вышивки и т.д.

Мопс. Вышивка по атласу из альбома А. Гуриеловой. 1810-е годы

Мопс. Вышивка по атласу из альбома А. Гуриеловой. 1810-е годы

Мать пушкинской Татьяны вела такой альбом:
«Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев,
Корсет носила очень узкий
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос».
На первой страничке альбома матерью девицы непременно оставлялся письменный совет, смысл которого в том, что надо следовать рассудку, а не глупой моде, прислушиваться к нравоучениям опытных людей и проч.

Амуры. Акварель из альбома неизвестного. 1810-е годы

Амуры. Акварель из альбома неизвестного. 1810-е годы

В альбомах чаще всего рисовали цветы, но встречались также и изображения игральных карт, расположенных в определённой последовательности.

«Исполнение желания». Шарада. Акварель из альбома неизвестного. 1810-е годы

«Исполнение желания». Шарада. Акварель из альбома неизвестного. 1810-е годы

Юноши тоже не отставали от юных дев, только их альбомы не были разноцветными, в них не клали цветы, зато они щедро были заполнены рисунками гусар и разбойников и заляпаны каплями чернил.

М. Б. Барклай-де-Толли. Рисунок из альбома В. И. Апраксина. 1810-е годы

М. Б. Барклай-де-Толли. Рисунок из альбома В. И. Апраксина. 1810-е годы

Рисовали в те времена все, поскольку домашнее образование предполагало непременное обучение рисунку. Поэтому увлечение альбомами обретало большую популярность. Некоторые теперь – бесценные экспонаты.

Солдат. Прорезь из бумаги Ф. Толстого. Первая четверть XIX в.

Солдат. Прорезь из бумаги Ф. Толстого. Первая четверть XIX в.

Лица, изображённые в альбомах, рассказывают зрителям свою историю, а предметы передают «аромат» эпохи давно ушедшей и во многом позабытой. Только представьте себе, что от событий 1825 года остались бы только письма декабристов и их жён (невест), их воспоминания и документы, а лиц героев мы не узнали бы. Но, благодаря «дорожным альбомам», история сохранилась в лицах, изображённых в них.

Читинский острог. Рисунок Н. П. Репина. 1830 г.

Читинский острог. Рисунок Н. П. Репина. 1830 г.

*** Использована информация, приведённая в книге А. В. Корниловой «Картинные книги»

Как отголосок старинных картинных книг, на мой взгляд, «звучат» девичьи альбомчики для друзей с забавными надписями и рисунками и дневники, хранящие в себе повседневные истории их владельцев.

А Вы встречали старинные картинные книги? Если да, то где? Может быть, Вы – хранитель семейной реликвии? Расскажите, пожалуйста, дорога ли она Вам?


Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»




Tags: , ,



16 комментариев к “Картинные книги – историческая ценность”

  1. Раньше люди были универсальнее, что ли. Многие умели и рисовать, и музицировать, и танцевать, и стихи сочинять. Времени у них было больше, досуга, что ли… Образование детям старались дать разностороннее (правда, другое дело, что оно вообще было доступно не всем). А сейчас у всех узкая специализация. 😀 ))

    У меня есть дома несколько старинных книг. Но они не редкие, и не рукописные тем более.

    Сейчас нам блоги домашние альбомы замещают. Там свои художества и выкладываем — кто стихи, кто рисунки, кто ещё что-то… Хорошо, когда у человека есть увлечение, хобби. Это делает жизнь ещё более яркой.

    • Юльчатка:

      Это точно, Галь, специализация такая, что уже не бывает 😀
      А без хобби жизнь кажется невыносимо унылой. Вот блоги (я про них и не подумала сразу, спасибо за подсказку) тоже хобби, приносящее удовольствие ))
      В моей семье только одна старинная книга — Молитвослов, повидавший какого-то царя (не помню, какого), да и то он сохранился только потому, что я его спрятала в своё время от родителей (всё-таки память о моей бабушке), собирающих всё в макулатуру на модных тогда «Трёх мушкетёров» ))

  2. Очень интересно. Жаль только, что большинство этих альбомов постигла печальная участь((

  3. пока читала. всё хотелось вопрос задать и почти в конце вычитала ответ: «Рисовали в те времена все». Здорово!!! Я даже и не догадывалась. что существовали картинные книги и домашние альбомы (наподобие наших фотоальбомов, только рисованные). Юля. спасибо за информацию.

    • Юльчатка:

      Арина, мне всего дважды довелось увидеть такие альбомы (старинные). Первый раз во время школьного похода в местный музей, но тогда особого удовольствия я не получила в силу младых лет, а второй раз — в личной коллекции сокурсника, впечатления сильные остались.

  4. Класно! Их история теперь сохраниться на страницах книг или в музеях. Подобие таких картинных книг существуют и сейчас, только называются по-другому — анкеты. Как мы с подружками любили их делать! =)

  5. Специально я бы такие рисунки рассматривать не стала бы, но когда они мне попадаются в книге, смотрю, вернее рассматриваю с удовольствием. В них как-будто оживает и сам автор рисунков и мир, окружавший его тогда.

    • Юльчатка:

      Кристина, а мне всё, что на глаза попадает, интересно. Особенно, если кто-то ненароком обмолвится и заинтригует, я тут же загораюсь любопытством. Мне вообще не хватает информации, я её поглощаю, поглощаю, поглощаю, а мне всё мало ))

  6. Эти старинные увлечения и мода на альбомы даже согревает. Тянет меня на подобные, ушедшие от нас, увлечения, от них теплом веет душевным. Может, я придумываю?

  7. Юлечка, ты меня натолкнула этим своим постом на прекрасную идею — сделать рисованную книгу самой! Да такую, которую потомки передавали бы из поколения в поколения.

    Я ведь иногда пишу сказки и сама иллюстрирую их. И вот соберу всё воедино — и сделаю рисованную книгу. 🙂

    А в благодарность за прекрасную идею, я на этот твой вдохновительный пост ссылку поставила. 😉 В материале, который найти можно здесь, по ссылке в моём нике. Спасибо тебе!

    • Юльчатка:

      Спасибо, Галь )) Вот что значит творческий человек, идеи возникают удивительные ))
      Прочла твой пост и сразу вспомнила, как с удовольствием разглядывала почеркушки Пушкина к стихам, как переписывала в свой дневничок понравившееся. Сейчас мало, кто из детей так делает. Моя дочь чаще только рисует.

Оставить Ответ